Современный образовательный дискурс

Современный российский и международный образовательный дискурс смещается в сторону признания ценности надпредметных компетентностей. ФГОСы разного уровня называют развитие детской самостоятельности и инициативы одной из задач образования и указывают самостоятельность, способность ставить цели и достигать их в качестве планируемых образовательных результатов. Признавая ценность развития личности ребенка, школа остается преимущественно направленной на формирование академических достижений обучающихся, поскольку и в науке, и в образовательной практике отсутствует обоснованное представление об условиях и возрастных ориентирах формирования самостоятельности. Традиционно ребенок учился самостоятельности и ответственности в бытовых ситуациях, в нерегламентируемом общении со сверстниками, в посильном участии в труде, и школа могла “использовать” приобретенные навыки самостоятельности, фокусируясь на академическом содержании. Сегодня мы наблюдаем существенный рост родительского контроля, сужение ареала доступных ребенку самостоятельных действий вне школы. Растет ценность заботы и опеки со стороны семьи и социума. Как следствие, школа сталкивается с менее самостоятельными и в большей степени контролируемыми родителями детьми – как в плане выполнения учебных действий и обязательств, так и в плане выполнения повседневной бытовой рутины. Школа вынуждена взять на себя бОльшую, нежели раньше, нагрузку по формированию детской самостоятельности и инициативы. Такая ситуация высвечивает один из основных дефицитов современного образования - отсутствие артикулированных практик развития и поддержки самостоятельности школьников.

Научная проблема

Представления об ожидаемом уровне самостоятельности не пересматривались несколько десятилетий и во многом не соответствуют современным реалиям - как в плане материально-бытовых характеристик среды развития самостоятельности, так и в плане возрастных норм. При этом известно, что самостоятельность и инициатива (агентность и автономия) сильно связаны с академической успешностью: школьники, умеющие себя организовать и действовать ответственно и последовательно, как правило, оказываются и лучше успевающими. Опыт дистанционного образования в связи с пандемией, а также необходимость совершать образовательные выборы в условиях избыточной вариативности траекторий, высокий уровень неопределенности порождают серьезные требования к внутренней мотивации, самостоятельности и ответственности в отношении совершаемых выборов, развитию критического мышления. Сложилась парадоксальная ситуация: самостоятельность востребована обществом, но школа не имеет ни артикулированного понимания меры самостоятельности, адекватной современным реалиям, ни ясных практик развития и поддержки самостоятельности в образовательном процессе. Таким образом, научная проблема представляет собой необходимость развития комплексного, междисциплинарного подхода к изучению детской и подростковой самостоятельности для разработки новой концепции, посвященной развитию самостоятельности как отдельного научного предмета, тогда как раньше она представала преимущественно в роли иллюстративного материала. Все яснее проявляет себя противоречие между, с одной стороны, социальным запросом на развитие самостоятельности и инициативы для формирования успешного, социально благополучного человека, а с другой, продолжающейся ориентацией школы на достижение академических результатов и дефицитом внимания к метапредметным навыкам и личностным характеристикам учащихся. В размытости конструкта “самостоятельности”, недостатке знаний о том, какие факторы, связанные с характеристиками семьи и школы, влияют на развитие самостоятельности учащихся и отсутствием методик развития самостоятельности как важнейшего результата образования и условия повышения предметных результатов. Следовательно, научная актуальность исследования обусловлена необходимостью пересмотра норм самостоятельности школьников, а практическая – необходимостью разработки методик, способствующих ее формированию.

Ожидаемые результаты

Ожидаемыми результатами проекта станут: разработанная теоретическая концепция развития детской и подростковой самостоятельности в образовательного процессе и за его пределами; и созданная на ее основе эмпирическая модель освоения детьми бытовой и учебной самостоятельности с описанием ключевых факторов. Будут описаны типичные особенности родительского лицензирования в современном российском обществе, родительские и педагогические практики контроля и поддержки самостоятельности. Будет разработано пособие для учителей с теоретическими основами и практическими рекомендациями в области поддержки самостоятельности школьников в рамках образовательного процесса и за его пределами объемом не менее 10 п.л.. Полученные результаты будут отражены в 9 статьях, опубликованных в журналах, входящих в список рекомендованных ВАК и/или индексирующихся в Web of Science / Scopus, а также представлены в выступлениях и тезисах на серии конференций.

При поддержке

Проект в цифрах

9
публикаций
6
выступлений на конференциях
8
участников

Публикации проекта

2024

  • Михайлова О. Р., Гавриленко П. А., Струкова А. С., Поливанова К. Н. Разработка и оценка качества опросника учебно-организационной самостоятельности школьников на выборке родителей-россиян // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2024. № 1 (в печати)
  • Гавриленко П. А. Содержание и особенности убеждений учителей о самостоятельности школьника // Вопросы образования, 2024, №1 (в печати)

2023

  • Ерофеева В. Г., Бочавер А. А., Цыганова Е. М. Нарративы о независимости и волевом функционировании: от подросткового возраста к «становящейся взрослости» // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2023. № 4(176). С. 239-261. http://doi.org/10.14515/monitoring.2023.4.2414
  • Цыганова Е. М., Бочавер А. А., Ерофеева В. Г. Воспринимаемая самостоятельность молодежи в различных типах внеучебной активности // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2023. Т. 16. № 91 (в печати)
  • Бочавер А.А., Ерофеева В.Г., Цыганова Е.М. Родительское лицензирование детских независимых перемещений в современных российских семьях // Городские исследования и практики, 2023 (в печати)

2022

  • Поливанова К.Н., Бочавер А.А. Возможна ли детская самостоятельность в современной школе? // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 3. С. 6–15. http://doi.org/10.17759/pse.2022270301
  • Гавриленко П.А. Изменения в представлениях и практиках школьных учителей как основа для самостоятельного действия подростка. Институциональный подход // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 3. С. 39–49. http://doi.org/10.17759/pse.2022270304

Конференции

2023

  • «XVII Ковалевские чтения «Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы»
  • Форум имени А.А. Высоковского, доклад "Развитие подростковой самостоятельности через призму городских перемещений" (А.А. Бочавер, В.Г. Ерофеева, Е.М. Цыганова)
  • IV Международная научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация (Е.М. Цыганова, А.А. Бочавер, В.Г. Ерофеева)
  • XX ISA WORLD Congress of Sociology (О.Р. Михайлова)
  • Eighth International Conference on Communication & Media Studies (О.Р. Михайлова)
  • Thirteenth International Conference on Health, Wellness & Society (О.Р. Михайлова)

2022

  • ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, доклад "Родительские практики воспитания ответственности как компонент развития детской самостоятельности" (Е.М. Цыганова)

Команда проекта

Поливанова Катерина Николаевна

Руководитель проекта, научный руководитель Центра исследований современного детства

Бочавер Александра Алексеевна

Директор Центра исследований современного детства

Михайлова Оксана Рудольфовна

Центр исследований современного детства: Младший научный сотрудник

Нисская Анастасия Константиновна

Научный сотрудник Центра исследований современного детства

Струкова Александра Сергеевна

Стажер-исследователь Центра исследований современного детства, аспирант

Ерофеева Виктория Георгиевна

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь

Гавриленко Полина Алексеевна

Центр исследований современного детства: Аналитик