О Центре

Работа Центра социологии культуры сосредоточена на теоретико-социологических исследованиях культуры и связанных с ними эмпирических исследованиях взаимодействия культуры с базовыми процессами современной социальной жизни. Среди этих процессов первоочередной интерес для нас представляет социальное неравенство и то, как оно формирует основу идентичности людей, их восприятие социальной жизни, логику их действий, предпочтений, склонностей, притязаний и решений.

Неравенство – крайне ригидный феномен, трудно поддающийся воздействию, и главное окно возможностей с точки зрения его преодоления связано с образованием как одним из конститутивных социальных институтов современности. Отсюда наш интерес к формированию жизненных траекторий и карьерно-образовательному выбору – процессам, посредством которых неравенство каждый раз складывается заново в жизни каждого отдельного человека. Комбинируя теоретические и эмпирические исследования, а также количественные и качественные методы анализа, мы стремимся к внутри- и междисциплинарному диалогу, формируя площадку развития социологии культуры и исследований неравенства.

Наши исследования в глобальном контексте

Социология культуры находится в авангарде концептуального развития социологии. Со времен культурного поворота в социальных и гуманитарных науках, культура устойчиво занимает центральные позиции в социологическом дисциплинарном ландшафте. В ведущих международных социологических ассоциациях комитеты по культуре обычно входят в число наиболее крупных и влиятельных. Например, в Американской социологической ассоциации – наиболее селективной из больших социологических объединений – комитет по культуре неизменно входит в тройку крупнейших на протяжении как минимум двух десятилетий. Именно на территории социологии культуры сегодня разворачиваются наиболее важные дискуссии, исход которых определит облик социологии в будущем. Среди них дебаты о когнитивном повороте в социологии, дискуссии о связи культуры и действия, споры о практико-ориентированных и системных теориях культуры и о формальных методах ее изучения – направления, которым посвящены многие исследования сотрудников Центра социологии культуры.

Фокус на неравенстве

В конкретно-эмпирическом плане преимущественный интерес для нас представляют социальное неравенство, образование как основной институт современности, в котором неравенство воспроизводится или преодолевается, и выбор как основной узел протекания этих процессов на микро-уровне. Культура является базовой средой всех этих процессов — внутренней средой человеческого действия. В этом контексте наши теоретические изыскания направлены на то, как культура создает эмоционально-маркированную систему различений, в пространстве которых совершается выбор, и как она «энергизирует» действие.Наши эмпирические исследования сфокусированы на том, как эти силы на микро-уровне социальных взаимодействий складываются в жизненные траектории людей, а на макро-уровне социальной структуры определяют контуры неравенства.

Социология культуры и неравенства как формирующийся дисциплинарный фронтир

Продвигаясь в русле повестки новой культурсоциологии неравенства– быстро развивающегося направления, формирующегося благодаря работам лидеров современной социологии, таких как Мишель Ламон, Ричард Сеннетт, Джеффри Александер, Аннетт Ларо, Эми Байндер и других – на данном этапе развития Центра мы ставим перед собой задачу дополнить, развить и проблематизировать основные теории неравенства, основанные преимущественно на теории рационального выбора, с опорой на теории культуры. Это позволит показать, как именно культурные процессы оказываются «ключевым недостающим звеном между когнитивными процессами и неравенством на макро-уровне» (Lamont et al 2014: 580), а также как культура формирует процессы материального и символического распределения и как она участвует в «экологических» эффектах неравенства.

Эти новые инициативы в социологии культуры, нацеленные на прорыв в понимании неравенства, непосредственно связаны с упомянутыми выше ключевыми, фронтирными темами социологии: когнитивным поворотом, связью культуры и действия, дилеммой систематического vs. фрагментарного характера культуры, и др. Поэтому для социологии культуры проблематика неравенства является, в терминах Р. Мертона, «стратегическим исследовательским материалом», основой, которая позволит развить объяснительный аппарат, продуктивность которого выходит далеко за пределы проблематики неравенства как таковой. Такая исследовательская повестка позволит центру интегрировать и развивать экспертизу в более широком ландшафте социологии культуры и стать площадкой для внутри- и меж-дисциплинарной коммуникации. 

Научные партнерства

В своей работе мы опираемся на многолетние международные партнерства, выстроенные коллективом центра. В теоретическом отношении наиболее важные из них относятся к глобальной сети, сформированной вокруг Йельского центра культурсоциологии и развиваемого им подхода к культуре как к относительно автономной, имеющей собственную логику сфере, оказывающей конституирующее влияние на социальную жизнь. Помимо Йельского центра эта сеть включает Центр культурсоциологии Университета Масарика в Брно, рабочую группу по социологии культуры департамента социологии Университета Стокгольма и Северный центр социологии культуры, Центр социологии культуры Бар-Иланского Университета, и еще целый ряд научных групп и индивидуальных исследователей. В части исследований неравенства и образования наиболее важные партнерства включают департамент социологии Университета Калифорнии в Сан Диего, научные группы и исследователей из Университета Айовы, Университета Индианы, Европейского Университета во Флоренции, Университета Экзетера, Университета Бамберга и др. В российском контексте Центр социологии культуры стремится быть точкой сборки, пространством развития исследований социологии культуры и площадкой коммуникации, объединяющей исследователей культуры из ВШЭ, ЕУ СПб, МВШСЭН, СПбГУ и других передовых научных центров.

Эмпирическая база

Наши исследования опираются на солидную эмпирическую базу. Её основная часть – уникальное для России когортное лонгитюдное исследование «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП), которое коллектив центра ведет в Институте образования НИУ ВШЭ с 2012 г. Наиболее важная часть этого исследования — национально-репрезентативная панель, насчитывающая около пяти тысяч респондентов, которые опрашиваются из года в год. К настоящему времени проведено более десяти волн, включая данные международных сравнительных исследований PISA и TIMSS. Данные национальной панели, кроме того, включают в себя качественную суб-панель «Меченый атом», состоящую из десятков глубинных интервью с участниками основной панели. С опорой на эти высококачественные данные, наши исследования в концептуальном треугольнике «культура—выбор—неравенство» получили существенное развитие в последние годы. Вместе с другими российскими и зарубежными исследователями — пользователями данных ТрОП, мы перевернули страницу в российских исследованиях неравенства в образовании, получив надежное знание о карьерно-образовательных траекториях в российском образовании, выраженное в конвенциональных терминах основных теорий неравенства, формирующих мейнстрим современной социологии неравенства.

 

Некоторые наши тексты в открытом доступе

Трагедия неравенства: расчеловечивая «тотального человека»

Culture and cognition: The Durkheimian principle of sui generis synthesis vs. cognitive-based models of culture 

Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодежи России?

Biography and Form of Life. Toward a Cultural Analysis of Narrative Interviews

Интерпретации взросления и формирование образовательных траекторий