Раскрываем

роль культуры в жизни людей

Объясняем

социальную и культурную природу барьеров к социальной мобильности

Анализируем

социальные и культурные факторы формирования образовательных и карьерных траекторий



Тематическая карта наших исследований

  • Культурно-символическое измерение социальной мобильности

    Какие культурные механизмы и каким образом способствуют воспроизводству неравенства, и почему недостаточно объяснять неравенство экономическими причинами

  • Экосистема жизненного выбора

    Выбор как локальный устойчивый исторически-специфичный культурно-когнитивный комплекс, укорененный в конкретных институциональных и экономических ландшафтах

  • Литература как культурная практика и социальный опыт

    Как чтение и литературные практики формируют идентичность и структурируют жизненные траектории

  • Новые тренды организации эмоциональной жизни

    Насколько эмоциональная жизнь формирует социальный порядок, какие риски и возможности несут новые тренды в ее организации

Наши исследовательские проекты

Траектории в образовании и профессии (ТрОП)

Анализ образовательных траекторий и выхода на рынок труда в разных перспективах, в том числе в контексте культуры и неравенства, в масштабах страны. Ежегодный опрос включает пять тысяч респондентов, начиная с 2001 года, когда они обучались в 9 классе, по репрезентативной всероссийской выборке. Единственное в мире исследование, которое содержит данные исследований TIMSS (2011) и PISA (2012) для респондентов и отслеживает их лонгитюдно. Проводится с 2009 г. в Институте образования НИУ ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

«Литература как культурная практика и социальный опыт»

Анализ роли литературы, рассмотренной как институты и практики, в идеях и ценностях индивида. Изучение отражения в литературе политических, социальных и культурных процессов. Изучение масштабов вовлеченности разных социальных групп в читательские практики и роли различных литературных образцов в выстраивании их идентичности и жизненных траекторий. Раскрытие литературных мета-нарративов, формирующих представления людей о возможном, желаемом и должном.

Новые тренды организации эмоциональной жизни как ключевой контекст технологий укрепления человека

Изучение рисков и возможностей, которые несет укрепление человека через новые эмоциональные режимы, режимы «работы над собой». Изучение эффектов укрепления человека через призму распространения новых трендов организации эмоциональной жизни. Основной глобальной тенденцией современности является распространение нового эмоционального режима ведения жизни, приоритизирующего эмоции и формы контроля над ними. Изучение новой эмоциональной чувствительности как одного из ключевых условий встраивания технологий укрепления человека в современную жизнь.

Признание, различение и эмоциональные драйверы действия: культурно-символическое измерение социальной мобильности

Анализ механизмов воспроизводства социального неравенство в контексте образовательных и карьерных решений. Изучения влияния трех ключевых культурных механизмов: различительной способности, эмоциональных драйверов действия и признания — на притягательность тех или иных жизненных стратегий для молоджи, и, как следствие, на реализацию социальной мобильности. Рассмотрение неравенства не как экономической, но как социальной и культурной проблемы.

Направления экспертизы и консалтинга

Консультируем

органы управления, школы и отдельные образовательные организации по вопросам оценки и проектирования образовательных и карьерных траекторий, профориентации, обеспечения социальной мобильности

Оцениваем

эффекты и эффективность внедряемых и проектируемых карьерных интервенций и профориентации

Исследовательские инструменты для школ, колледжей и вузов

Опросник для изучения образовательного и профессионального выбора

Анкеты разных лет позволяют отследить выбор образовательной траектории и профессии в зависимости от бэкграунда ученика или студента, зафиксировать планы и притязания на разных этапах образовательной траектории и при выходе на рынок труда. Руководители образовательных организаций и преподавателей смогут лучше узнать своих учащихся и разработать соответствующие меры поддержки или профориентации.

Наши прикладные проекты

Возможности исследований культурных барьеров социальной мобильности, образовательного выбора и профориентации. В числе проведенных проектов — исследования эффективности различных форм карьерных интервенций. По заказу национального проекта «Билет в будущее» и Департамента образования города Москвы.

Заказать консультацию

Команда

Павленко Екатерина Сергеевна

Директор, младший научный сотрудник, старший преподаватель
Интересы: проблематика молодости и взросления, transition to adulthood, youth studies, антропология образования, методология интерпретативного анализа, культура и неравенство

Куракин Дмитрий Юрьевич

научный руководитель Центра
Интересы: социальная теория, социология культуры, неравенство, культурсоциология и «сильная программа», когнитивная социология, социология образования, эмоции, сакральное, нарративная теория, эмерджентность, социология тайны, социология тела

Гаджиев Акиф

Центр социологии культуры: Стажер-исследователь
Исследовательские интересы: социология войны, обыденные теории, военные теории, моральное обоснование войн, социология культуры, количественные методы анализа данных

Котельников Максим Павлович

Стажёр-исследователь
Исследовательские интересы: культурсоциология, социология тела, социология литературы, этнометодология, акторно-сетевая теория, социология повседневности

Кучерявая Мария Сергеевна

Центр социологии культуры: Стажер-исследователь
Исследовательские интересы: культурсоциология, визуальная антропология, социальная и культурная антропология, сакральное, социология смерти, memory studies, признание и достоинство, качественные методы в социологии, маркетинговая семиотика

Латыпов Ильяс Альбертович

Стажер-исследователь
Исследовательские интересы: Социология культуры и неравенства, Rational Choice Theory, социология непреднамеренных последствий, социология образования, методология социальных наук, городские исследования

Лебедева Наталья Дмитриевна

Центр социологии культуры: Аналитик
Исследовательские интересы: социология тела, энактивизм, феноменологическая философия и феноменологическая социология, социология психиатрии, эпистемология социальных наук.

Лукина Анастасия Андреевна

Младший научный сотрудник, преподаватель
Интересы: социология культуры, социология эмоций, неравенство, социальные изменения, школьное образование, социология образования, количественные методы анализа данных, анализ социальных медиа, квантитативный анализ текстов, формальные методы изучения культуры

Толстых Дарья Сергеевна

Стажер-исследователь
Исследовательские интересы: социология культуры, неравенство в образовании, экономическая социология, школьное образование, социология образования, театральная социология, качественные методы анализа данных.

Шевчик Доминик Олегович

Стажёр-исследователь
Интересы: социальная теория, культурсоциология, социальный конструкционизм, структуралистский конструктивизм, неравенство.

Меркулова Олеся Дмитриевна

Центр социологии культуры: Стажер-исследователь

Алексеева Надежда Евгеньевна

Центр социологии культуры: Стажер-исследователь

Даутова Татьяна Евгеньевна

Центр социологии культуры: Стажер-исследователь

Образовательные программы и проекты с участием экспертов лаборатории

Магистерская программа «Доказательное развитие образования»

Здесь учат вырабатывать обоснованные решения на основании современных теорий социологии, психологии, философии и экономики

2 года, очная магистратура

Наша экспертиза в СМИ

«Это вопрос выживания»: как выбрать работу мечты и построить карьеру

Екатерина Павленко в гостях подкаста Forbes Education рассказала о современных тенденциях в профориентации и выборе профессий для подростков и взрослых.

Подкаст «Большая Перемена» Ильи Переседова

Дмитрий Куракин отвечает на вопрос, что социологическая теория может сказать о неравенстве в области здоровья и здорового образа жизни?

Списать не получится

Екатерина Павленко о лонгитюдном исследовании «Траектории в образовании и профессии», его особенностях и результатах — что мы можем узнать о выборе дальнейшего образования и профессии из данных социологических исследований.

Открытые лекции и доклады

Публикации

  • Книга

    Галажинский Э. В., Шепель М. О., Велединская С. Б. и др.

    Университеты и занятость. Федеральный проект «Содействие занятости»: благополучие человека через навыки и обучение

    Исследуются механизмы быстрой адаптации университетов к изменяющимся потребностям рынка труда, анализируются успешные подходы к внедрению образовательных программ, способствующих стабильному трудоустройству и профессиональному развитию граждан. Делается шаг в направлении понимания возникающих потребностей сферы труда и системы непрерывного образования в микроквалификациях.

    Томск: Издательский дом ТГУ, 2024.

  • Статья

    Латыпов И. А.

    Непреднамеренные последствия преднамеренных действий: почему неравенство остается стабильным?

    Проблему неравенства обычно интерпретируют как неравенство социально-экономическое. Экономические теории объясняют стабильность неравенства связью с макропроцессами и определенной историей развития общества. Социологические теории описывают неравенство несколько шире, — включая в анализ, помимо экономических переменных, понятия статуса и престижа. Современные социологические теории делают акцент на процессах, которые формируют более тонкие механизмы производства и воспроизводства неравенства. Например, сюда относят когнитивные процессы, которые формируют категориальное неравенство на основе схематизации и классификации, а также культурные процессы, проявляющиеся в повседневных действиях через оценивание, стандартизацию и рационализацию. Однако помимо уточнения этих более тонких механизмов воспроизводства неравенства, в современных теориях представлен и непреднамеренный элемент. С точки зрения теории непреднамеренных последствий в основе такого рода процессов могут быть социальные действия, социальное взаимодействие и механизмы воспроизводства институционализированных практик. Это делает проблему неравенства более комплексной, однако позволяет уточнить ключевые ресурсы, с помощью которых оно воспроизводится. Более того, процесс устранения неравенства может привести к ситуации контрфинальности, когда изначальная интенция по снижению неравенства приводит к прямо противоположному эффекту — его увеличению. Это предполагает, чтобы процесс внедрения реформ по снижению неравенства учитывал комплексность и вероятную контрфинальность, а также анализ интенций основных участников.

    Социологическое обозрение. 2024. Т. 23. № 3. С. 72-93.

  • Глава в книге

    Kucheryavaya M.

    Death, memory and power: public memorial culture of Moscow necropolises

    In bk.: The Routledge Handbook of Museums, Heritage, and Death. Routledge, 2023. Ch. 21. P. 306-317.

  • Препринт

    Khavenson Tatiana, Koroleva Diana, Lukina Anastasia.

    The Four Motives of Educational Innovators

    Education systems across the world are experiencing significant transformations. Grassroots innovators play an important role in these changes. To stimulate the development of grassroots innovations it is important to understand the mechanisms that underlie their creation. This paper investigates the motivation of individuals who initialize innovative projects in education. The approach to measuring motivation was adopted from the Panel Study of Entrepreneurial Dynamics (PSED) initially developed for social and commercial entrepreneurs. The Russian version of the methodology was elaborated and validated to study educational innovators. The sample consists of 437 participants of the Competition for Innovation in Education (KIVO). Four types of motivation are identified: social, self-realization, status, financial. They are explained within the self-determination theory (SDT) and grassroots innovations. The social and self-realization motives are inherent in all the actors, while the other two vary among innovators. This motivational structure allows the authors to differentiate between specific types of innovators – social entrepreneurs and ‘non-entrepreneurs’. The discussion, following the conclusion in this article, focuses on which environment would be favorable for developing innovations, considering the personal motives for innovative activity. The results can be valuable for education policy.

    Education. EDU. Высшая школа экономики, 2019. No. 52.

Все публикации