Литература как культурная практика и социальный опыт
Литературные образы и репертуары воображения
Данный проект – исследование тех форм и механизмов, через которые литература может влиять на жизни людей. Хотя Россия считается литературоцентричной страной, влияние литературы на жизнь слишком тонко и многообразно, чтобы его можно было надежно «препарировать» исключительно в позитивистском ключе или свести исключительно к практикам культурного потребления. В своем исследовании мы считаем, что влияние чтения на жизнь людей не сводится к пассивному усвоению культурного канона; чтение – это в первую очередь социальный процесс, вокруг которого люди выстраивают свои идентичности, социальные связи, и даже род деятельности.
Исходя из этого, мы обращаемся к изучению различных социальных практик, связанных с литературой – не только непосредственно чтению, но и участию в определенных кружках (фэндомах), обращение к практикам письма, включая любительскую прозу и поэзию (и, в некоторых случаях, профессионализацию этой деятельности), формированием определенных вкусовых, стилистических и, разумеется, ценностных предпочтений, которые транслируются далеко за пределы непосредственно читательских практик. Расширяя рамки, мы ставим перед собой задачу выделить ключевые элементы вовлеченности и влияния литературы на жизнь, характерные для людей разных социально-демографических характеристик и возрастов.
Реализация проекта позволит ответить на следующие вопросы:
Как связаны литературные предпочтения п практики чтения в семье, в школе и в ближайшем социальном окружении? Как литература и связанные с ней социальные практики влияют на ценностные ориентации, на представления о правильной жизненной траектории и на карьерный выбор?
Книга и жизнь
Литературоцентричность культуры имеет вполне конкретные, наблюдаемые и измеримые проявления. Прежде всего, важно понимать масштабы «охвата» разных социальных групп ключевыми литературными жанрами и образцами. В первом, самом простом приближении, этот охват характеризуется знакомством с литературными образцами и оценочными суждениями самого общего свойства, отражающими интерес, опыт чтения, эмоциональную вовлеченность и базовые диспозиционные суждения.
Поскольку приоритетным является вопрос о том, как литература связана с идентичностью в динамическом аспекте ее формирования, а также со способами ведения жизни (принятием решений, оценочными суждениями и т.д.), одной из приоритетных когорт является молодежь, только что получившая первое профессиональное образование и начинающая трудовой и жизненный путь. Это именно тот период жизни, когда «плотность» принимаемых решений с далеко идущими последствиями обычно особенно велика: люди строят карьеру, создают семью, формируют стиль жизни. Поэтому когортный лонгитюд ТрОП, содержащий подробнейшие данные о жизненном пути национально-репрезентативной выборки российской молодежи за последние 9 лет, является перспективной информационной базой для решения этой задачи.
Реализация проекта позволит ответить на следующие вопросы:
Как, сколько и что именно читают молодые россияне? Как это связано с тем, как они выстраивают свои жизни и карьеры? Как текущий профиль литературных практик российской молодежи встраивается в международный контекст и какие измерительные инструменты и индикаторы используются в зарубежных исследованиях?
Команда проекта
Центр социологии культуры: Стажер-исследователь