Конференция Общества лонгитюдных исследований и исследований жизненного курса в Лозанне
Сотрудник Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования Валерия Малик приняла участие в Международной конференции Общества лонгитюдных исследований и исследований жизненного курса (Society for Longitudinal and Life Course Studies, SLLS), которая проходила в Лозанне, Швейцария, с 9 по 11 октября 2014 года.
Общество объединяет более 300 представителей различных дисциплин (социологов, психологов, экономистов и т.п.) из Великобритании, США, Германии и других стран, которые проводят лонгитюдные исследования или работают в парадигме исследований жизненного курса. Приглашение присоединиться к этому обществу Центр культурсоциологии и антропологии образования получил от своих зарубежных партнеров из проекта EduLIFE (Флоренция).
В русле темы конференции этого года - «Исследования жизненного курса и социальная политика» - многие сессии и доклады были посвящены вопросам взаимодействия исследователей и представителей органов власти, потенциалу лонгитюдных данных для информирования социальной политики. Исследователи из разных стран сошлись во мнении, что необходима адаптация, «перевод» научных данных на язык чиновников, позволяющий усилить активную позицию ученых в диалоге с властями и в процессе формирования запроса на данные со стороны последних; необходима также и дополнительная разъяснительная работа среди работников администраций о возможностях применения лонгитюдных данных.
В ходе конференции было представлено множество исследований, посвященных изучению образовательных систем с помощью лонгитюдных данных, в частности, на тему воспроизводства неравенства через образование или переход от учебы к работе. В ряде работ рассматривались методологические вопросы лонгитюдных исследований, вопросы совмещения качественных и количественных методов. Особенный интерес участников конференции вызвал доклад Х. Гольдштейна о том, необходима ли репрезентативность в когортных лонгитюдных исследованиях (Harvey Goldstein, University of Bristol). По мнению автора доклада, объяснение разницы между группами и выявление причинно-следственных связей возможно и при других способах построения выборки, не предполагающих строгую «репрезентацию» населения.
Валерия Малик выступила на секции по новым исследовательским данным с докладом о Лонгитюдном исследовании образовательных и трудовых траекторий, которое проводится Институтом образования с 2009 года.
Надеемся, что в следующем году на конференции будут представлены доклады, подготовленные на основе данных уникального для России когортного лонгитюдного исследования НИУ ВШЭ.