Репортаж о рабочей поездке в Йельский университет и об участии в конференции Йельского Центра культурсоциологии

В апреле 2018 состоялась поездка директора Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ Дмитрия Куракина в Йельский университет. Помимо серии встреч и рабочих обсуждений в рамках многолетнего сотрудничества с Центром культурсоциологии Йельского университета, Куракин выступил на ежегодной конференции, организованной этим центром.

На этой конференции он представил доклад, посвященной одному из наиболее примечательных событий в современной социологической теории и социологии культуры – критике некоторых основных положений культурной теории со стороны культурных когнитивистов.

Суть этой критики состоит в том, что социология в целом и социология культуры в частности игнорирует достижения когнитивной психологии и нейронауки последней пары десятков лет. Эти достижения, утверждают культурные когнитивисты, опровергают «системное» видение культуры, а также предписывают ввести в анализ культуры новые различения, например, такие как декларативная и недекларативная культура – проистекающие из разработок в сфере когнитивной психологии. Дмитрий Куракин представил критику этих положений и противопоставил когнитивистски-ориентированным теориям культуры Дюркгеймовскую концепцию синтеза sui generis, консистентную современным социологическим теориям культуры. Вместе с тем, в докладе утверждается, что культурсоциология должна отнестись всерьез к новому знанию из смежной дисциплины – но по-другому, нежели предлагают культурные когнитивисты.  


В числе встреч и дискуссий, Дмитрий Куракин побеседовал с исполнительным директором Йельской программы Educational Studies Мирой Дебс и научным руководителем этой программы профессором Грейс Као. Программа является междисциплинарной площадкой, где студенты с разных направлений подготовки встречаются с исследователями образования, представляющими широкий спектр академических дисциплин. Каждый год проходит студенческая конференция, где студенты представляют свои научные проекты; аудиторией этой конференции, помимо ученых, являются образовательные лидеры, практики и политики. Куракин и Дебс обсудили перспективы сотрудничества программы с Институтом образования НИУ ВШЭ.