Сотрудник Центра Ильяс Латыпов выступил с докладом на Всемирном социологическом конгрессе

С 25 июня по 1 июля в Мельбурне (Австралия) прошел 20-й Всемирный социологический конгресс, на котором стажёр-исследователь Ильяс Латыпов выступил с докладом «Rational choice and unintended consequences under restrictions during a pandemic: theoretical reflection» в рамках секции «Rational Choice and Unintended Consequences amid Social Crisis».

Доклад был посвящен непреднамеренным последствиям ограничений, которые целенаправленно вводились в период пандемии. Множество исследований показывают, что карантин и другие ограничения во время пандемии имели ряд непреднамеренных последствий, например, в образовании и для воспроизводства неравенства. Во-первых, переход в онлайн снизил концентрацию, значимость и эффективность обучения. Во-вторых, онлайн-коммуникация существенно отличается от коммуникации лицом к лицу. Преподаватели нередко отмечали, что им сложнее держать аудиторию, не видя даже лица студентов. В-третьих, переход в онлайн формирует условия для проявления неравенства. Более многолюдные жилые районы и дома создавали множество рисков для распространения коронавируса, в то время как другие люди могли себе позволить дистанцироваться или уехать в менее людное место. 

Приведенные примеры непреднамеренных последствий ограничений, связанных с распространением коронавируса, в теоретическом плане дают возможность проанализировать их причины и следствия. Одними из основных причин этих непреднамеренных последствий можно назвать уровень знаний о пандемии и алгоритме эффективных действий, а также недальновидность множества действий и отсутствие комплексной стратегии, когда достижение цели в одной сфере подрывает эффективность действий в другой сфере. Последнее часто принимает вид контрфинальности, когда достижение цели подрывается массовостью действий и отсутствием координации. Чтобы избежать таких последствий в будущем необходима разработка комплексной стратегии, которая могла бы учитывать множество факторов. Конечно, такие действия в начале пандемии были практически невозможны, но в будущем необходима разработка теорий и практических рекомендаций, которые будут направлены на прогнозирование и ранее выявление непреднамеренных последствий.

Ильяс посетил несколько секций по социологии образования и узнал, какие актуальные проблемы в этой сфере обсуждают ученые из разных стран мира, а также принял участие в их обсуждении. Было значителное число докладов, посвященных последствиям пандемии для системы образования и проблемам неравенства, справедливости и принципам меритократии в школьном образовании, выбору образователной траектории в зависимости от социально-экономического положения и других факторов.