Признание, различение и эмоциональные драйверы действия: культурно-символическое измерение социальной мобильности

Неравенство — одна из наиболее острых социальных проблем, с которой усиленно борются как развивающиеся, так и развитые страны. Социальное неравенство создает барьеры на пути экономического роста и социальной стабильности государства, препятствует развитию человеческого капитала, благополучию и благосостоянию людей. Исчерпывающих мер преодоления неравенства до сих пор не разработано, оно по-прежнему воспроизводится во всех странах мира.

Несмотря на то что неравенство приводится в действие экономическими силами, исключительно экономические меры, например, выделение дополнительных финансовых ресурсов группам, испытывающим социальные дефициты, не могут привести к устойчивому повышению их социального положения и жизненных шансов — в этом один из парадоксов неравенства. Иными словами, если мы рассматриваем неравенство как чисто экономическую проблему, то, во-первых, мы не сможем объяснить те его эффекты, которые и делают его столь важной социальной проблемой (маргинализация больших социальных групп, утрата социальной связности, доверия, а в пределе и снижение легитимности социальных институтов); а во-вторых, преодолеть эти последствия, выстраивая эффективную социальную политику.

Актуальные направления развития социальной теории и эмпирических исследований дают ключ к решению обозначенного выше парадокса, указывая на значимость культуры в процессе воспроизводства социального неравенства. Однако до сих пор остается не изученным, какие культурные механизмы влекут за собой воспроизводство социального положения, а также в каких социальных контекстах они приобретают особую роль. Это проблема фундаментальной значимости, поскольку именно социальная мобильность как ключевая динамическая характеристика неравенства является также и ключом к его преодолению — главным образом через образование и профессиональную карьеру. Исходя из этого, основной целью проекта является изучение связи культуры и успеха построения образовательной и карьерной траектории молодежи, с опорой на новые ресурсы социологии культуры и неравенства.

Для достижения цели проекта мы вводим в рассмотрение три культурных механизма, отвечающих за воспроизводство социального неравенства — различение, эмоциональные драйверы действия и признание. Каждый из этих механизмов играет решающую роль в принятии образовательных и карьерных решений, успех которых в конечном итоге обеспечивает индивиду повышение собственного социального положения посредством имеющихся социальных лифтов. В ходе проекта будет разработана концептуальная модель, описывающая механику и взаимодействие этих социальных процессов, а именно того, как 1) различительные способности молодежи — имеющийся у них “культурный инструментарий” (cultural toolkit) для навигации внутри образовательных институтов; 2) эмоциональные драйверы действия, уровень образовательно-карьерных притязаний, задающих “планку амбиций” и горизонты планирования; 3) признание — осознание собственной ценности и достоинства — влияют на притягательность тех или иных жизненных стратегий, совершение определенных выборов и принятие решений, и, как следствие, реализацию социальной мобильности.

В ходе исследования будет изучен каждый из обозначенных культурных механизмов неравенства. Это предполагает, с одной стороны, глубокую теоретическую проработку изучаемых феноменов и анализ существующих исследований о связи каждого культурного механизма с принятием образовательно-профессиональных решений и ее контекстуальной специфике, с другой — комплексную и многоступенчатую эмпирическую работу, включающую разработку методологии, сбор и анализ данных. Для реализации этих задач будет проведен комплексный анализ литературы в тематике исследования, на основе которого будет разработан концептуальный подход к анализу связи культуры и неравенства, а также предложены релевантные методологические решения, измерительные инструменты и индикаторы; проведен анализ имеющихся данных лонгитюдных исследований “Траектории в образовании и профессии” (далее - ТрОП) и “Меченый атом”; реализован сбор и анализ эмпирики — опросных данных и биографических интервью.

Исследование будет реализовано в логике смешанного дизайна (QUAN-QUAL-QUAN sequential). Первый, количественный этап исследования позволит, во-первых, типологизировать существующие образовательно профессиональные траектории и оценить их распространенность, во-вторых, зафиксировать существующие проявления неравенства и “изломы” образовательно-профессиональных траекторий и, в-третьих, сформировать контрастные группы с точки зрения проявлений неравенства (представители молодежи с разным социальным бекграундом, выбирающие наименее и наиболее выигрышные сценарии социальной мобильности). Последующий за ним качественный этап позволит изучить роль культурных механизмов — различения, эмоциональных драйверов и признания — в выборе разных сценариев мобильности. Будет проведен как срезовый, так и лонгитюдный качественный анализ, который позволит раскрыть, к каким последствиям для траектории и социальной мобильности приводят разделяемые индивидами системы различения, мотивации, опыт признания. Наконец, в рамках завершающего количественного этапа и сбора данных лонгитюда ТрОП будет статистически оценен вклад каждого из механизмов, выявленных на предыдущем этапе, измерена связь между ними, а также изучена роль контекстуальных переменных в функционировании этих механизмов. Смешанный дизайн исследования позволит комплексно изучить культурное измерение социального неравенства как с точки зрения распространенности определенных сценариев социальной мобильности и влияющих на нее символических факторов, так и с точки зрения смыслов, стоящих за принятием карьерно-образовательных решений современной российской молодежи.

Исследование позволит глубоко изучить природу воздействия культурных механизмов на образовательно профессиональные решения и проследить динамику этих процессов в перспективе индивидуальных траекторий. Полученные результаты позволят существенно продвинуться в понимании культурных и эмоциональных основ неравенства и социальной мобильности и конкретных обстоятельств и механизмов, которые препятствуют представителям непривилегированных социальных групп строить успешную образовательную и профессиональную карьеру, раскрывая свой потенциал. Эти знания могут способствовать разработке более научно-информированной и потому эффективной социальной и образовательной политики.

 

Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» Российского научного фонда

Страница проекта на сайте Фонда

Команда проекта

Иванова Алина Евгеньевна

Центр психометрики и измерений в образовании: Заместитель директора центра

Павленко Екатерина Сергеевна

Центр социологии культуры: Младший научный сотрудник

Лукина Анастасия Андреевна

Центр социологии культуры: Младший научный сотрудник

Кучерявая Мария Сергеевна

Центр социологии культуры: Стажер-исследователь

Мальцева Вера Андреевна

Центр развития навыков и профессионального образования: Старший научный сотрудник

Латыпов Ильяс Альбертович

Центр социологии культуры: Младший научный сотрудник

Даутова Татьяна Евгеньевна

Центр социологии культуры: Стажер-исследователь

Толстых Дарья Сергеевна

Центр социологии культуры: Стажер-исследователь

Шевчик Доминик Олегович

Центр социологии культуры: Стажер-исследователь