Лаборатория дизайна обучения в высшем образовании
Лаборатория является структурным подразделением в составе центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ
Цель лаборатории
Целью деятельности лаборатории дизайна в высшем образовании центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ (далее соответственно – лаборатория, центр, институт, НИУ ВШЭ) является развитие доказательного подхода в педагогическом дизайне на уровне высшего образования с использованием данных учебной аналитики для повышения качества дизайна учебных курсов с ориентацией на рост образовательных результатов. Дополнительная (прикладная) цель состоит в повышении качества образовательных продуктов НИУ ВШЭ, а также консалтинга в области дизайна обучения. Данная цель отвечает актуальной повестке образовательной политики России, в частности в контексте: цифровизации образования, перехода на электронные системы обучения, внедрения новых цифровых инструментов и востребованности перепроектирования учебных курсов и программ под смешанные и электронные среды обучения; национального проекта «Образование»; создания Совета по цифровому развитию и информационным технологиям, проекта «Цифровой университет» Министерства науки и высшего образования РФ; предлагаемых мер по удержанию качества образования в период пандемии, зафиксированных в докладах «Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее» (2021), «Высшее образование: уроки пандемии. Оперативные и стратегические меры по развитию системы» (2020), «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию» (2021), подготовленных по заказу Министерства науки и высшего образования РФ, фиксирующих запрос на рост качества компетенций в области педагогического дизайна, цифровой дидактики, дизайна эффективных моделей обучения в условиях смешанных / электронных сред обучения; дискуссий о развитии преподавания в цифровой среде.
Задачи лаборатории
Концептуальная доработка модели педагогического дизайна (4C/ID model), с включением в нее цифровых инструментов и учебной аналитики.
Уточнение индикаторов улучшения курсов в результате анализа закономерностей в доступных образовательных данных студентов.
Апробация индикаторов на конкретных курсах, в том числе, в экспериментальных исследованиях.
Визуализация индикаторов улучшения курсов в так называемых «информационных панелях педдизайна».
Эмпирические исследования с целью выяснить, действительно ли учебные курсы, усовершенствованные на основе информации из индикаторов улучшения педдизайна, характеризуются большей эффективностью и более высоким уровнем удовлетворенности студентов.
Экспериментальная апробация новых инструментов обучения, в том числе цифровых, в рамках курсов, разрабатываемых и улучшаемых по новой модели дизайна с опорой на учебную аналитику.
Команда лаборатории
Заведующая лабораторией
Институт образования: Научный сотрудник
Доцент Института образования
Институт образования: Профессор
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный сотрудник
научный руководитель Института образования
Стажер-исследователь
Постдок
Департамент образовательных программ: Доцент
Стажер-исследователь
Аналитик