Анализ текущего состояния и перспектив развития аспирантуры в вузах-участниках Проекта 5-100
О проекте
В марте-июне 2016 года был реализован исследовательский проект, посвященный изучению текущего состояния и перспектив развития аспирантского образовании в России в контексте реализации реформы аспирантуры. Целью исследования являлось изучение проблем, с которыми сталкиваются вузы - участники Проекта “5-100” в области реализации аспирантских программ, а также лучших практик, способствующих преодолению возникающих проблем. В ходе исследования были собраны интервью с аспирантами и руководителями отделов аспирантуры в вузах-участниках Проекта “5-100”: одиннадцать интервью с руководителями отделов аспирантуры и двадцать интервью с аспирантами. В интервью с аспирантами приняли участие учащиеся одиннадцати университетов (1-3 интервью в каждом). Выборка информантов строилась так, чтобы в ней были представлены учащиеся разных годов, форм и специальностей обучения. Интервью с аспирантами охватывали следующие темы:
- предыдущий опыт обучения и научной деятельности;
- поступление в аспирантуру;
- отношение к научной деятельности и мотивы обучения в аспирантуре;
- обучение в аспирантуре;
- занятость за пределами университета,
- научное руководство
- карьерные планы.
- политика привлечения и отбора учащихся на программы аспирантуры в университете;
- проблемы, с которыми сталкивается вуз при привлечении и отборе учащихся;
- контингент учащихся на аспирантских программах в университете;
- образовательные технологии, используемые в вузе при подготовке аспирантов;
- механизм вовлечения аспирантов в работу исследовательских групп и научных коллективов, условия для научной работы аспирантов, научная продуктивность аспирантов и способы ее увеличения, существующие в вузе.