Утомленные онлайном
Опрос охватил больше 20 тысяч человек из 300 вузов. Он проходил в два этапа: в конце марта, когда шли первые недели дистанта, и в конце мая, когда семестр подходил к концу. Это не было лонгитюдным исследованием, поэтому две волны не во всём можно сравнивать, но динамика всё же заметна.
Мы увидели незначительное – в пределах 6% – снижение общей удовлетворенности. Ухудшилась студенческая оценка информирования об организации учебы со стороны вузов. Доля тех, кто сталкивался с проблемами в дистанте, увеличилась на 10%, а по ряду сложностей – например, проблемы с интернетом – процент тех, кто с ними столкнулся, увеличился в полтора раза. С течением времени возникает больше проблем – это логично, и в целом можно предположить, что это накопление некоторой усталости по отношению к онлайну.
Ядро тех, кто доволен дистанционной учебой, стабильно – около 30%. Высокая удовлетворенность с самого начала была среди тех, кто обучается по таким направлениям, как компьютерные науки, гуманитарные и социальные науки, экономика и менеджмент. Сравнительно низкая удовлетворенность по результатам первой волны опроса наблюдалась на медицинских и инженерных направлениях, а также среди тех, кто учится искусству и дизайну. Майский замер показал, что начало меняться отношение к дистанту со стороны студентов-медиков, а в группе искусствоведов и дизайнеров, наоборот, доля критиков онлайна увеличилась. Обе волны опроса показали, что студенты магистратуры легче адаптируются под дистанционный формат, чем студенты бакалавриата.
В целом, по оценке выступавших ученых из разных стран, выросла угроза образовательного неравенства, финансовых проблем у студентов и уровень стресса. Австралийский эксперт Джозеф Кроуфорд представил обзор проблем, с которыми столкнулось высшее образование по всему миру, и тех практик, которые применялись в ответ. По его словам, особенно важны сейчас меры поддержки студенческого успеха и борьба вузов с образовательным неравенством. Его коллега из Китая Хэцзя Ван огласил результаты исследования, которое проводилось в Пекинском педагогическом университете, и назвал главной неожиданностью уровень стресса, который испытывали студенты.
Следующий вебинар Вышки и Всемирного банка состоится 16 июня и будет посвящен подготовке систем образования к «нормальной жизни» после пандемии.
Груздев Иван Андреевич
Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов, аналитик Центра социологии высшего образования