• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза

Советская система внешкольного образования не имела аналогов по комплексу основных характеристик, обеспечивающих широкий охват и качество услуг. Многими зарубежными практиками и исследователями она рассматривалась, как модель эффективной деятельности, направленной на развитие личностных, социальных и профессиональных навыков. После распада Советского Союза суверенные страны встали на путь одновременного решения задач интеграции в глобальную образовательную повестку и идентификации национальной образовательной стратегии в новых институциональных условиях (рынок с конкурентной средой, новыми игроками и целевыми группами, диверсификация системы регулирования и контроля). Кроме того, ряд стран столкнулся с серьезными социально- экономическими вызовами, в том или ином масштабе значимыми для образования. Начался процесс трансформации единой советской модели внешкольного образования, включавший изменение моделей управления и финансирования, изменение структуры и масштаба сети, содержательного компонента и др. Изучение опыта и политик бывших советских республик позволяет реконструировать эти процессы, увидеть общее и особенное в том, как развивались системы дополнительного образования, выделить важнейшие институциональные характеристики, которые позволяют решать ключевые организационные и содержательные вопросы, а также способствовать эффективному развитию и функционированию сектора дополнительного образования, который все больше занимает важное место в образовательном ландшафте (educational environment), играя заметную роль и имея конкурентные преимущества в развитии навыков 21-го века и ответе образовательной системы на современные глобальные вызовы. Актуальность исследования обусловлена растущим признанием важности дополнительного образования в решении вопросов образовательного и гендерного равенства, профилактики асоциального поведения и формировании навыков 21 века, идентичности, гражданского самосознания и цифровой грамотности.
Проект реализуется в стратегическом партнёрстве с Всемирным банком.
Реализация проекта также поддержана Российским фондом фундаментальных исследований, который выделил грант на 3-х летнее исследование институциональной трансформации сектора внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза (Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-013-00873).
В 2020 году завершилась первая волна сбора данных, включившая в себя: Эстонию, Латвию, Литву, Молдову, Украину и Белоруссию.
В 2021 году запланирована вторая волна: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан.
В 2022 году сбор данных завершится Арменией, Грузией и Азербайджаном.

Координатор проекта: Иванов Иван Юрьевич iyivanov@hse.ru   

Анкеты и гайд для проведения экспертных интервью и опроса участников образовательного процесса:

Гайд 

Анкета 

 




 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.