Исследование технологической готовности акторов образовательного процесса

Драйверы: Котик Никита;

Руководители: Королева Диана, Хавенсон Татьяна

Сегодня образовательные системы мира претерпевают значительные изменения, связанные с развитием тренда цифровизации. В ответ на глобальный вызов, в российском образовании запускаются национальные и федеральные программы («Образование» 2019-2024, «Цифровая экономика» 2019-2024), локальные проекты, связанные с включением цифровых технологий в преподавание и обучение. Несмотря на широкие возможности новых технологий [Декларация Циндао, 2015; OECD, 2016] и реализующиеся программы (Европейская Комиссия ― «Competitiveness and Innovation Framework Programme» 2007 2013, «Horizon 2020» 2014 2020), процесс цифровой трансформации не может быть реализован в его полноте, сталкиваясь со сложностями при переходе от уровня образовательной политики на уровень акторов ― директоров, учителей, методистов, ― от которых зависит успешность проводимых реформ и трансформация образовательного процесса посредством новых технологий. Одним из факторов принятия нововведений и использования технических инноваций на индивидуальном уровне является готовность акторов к таким изменениям.

Изучение цифровизации в образовании – это прежде всего изучение взаимодействия людей и новых технологий. Чаще всего подобные исследования сфокусированы на непосредственном опыте взаимодействия с устройствами и сервисами, тем не менее обращение к таким психологическим и социологическим конструктам как склонность к использованию технологий и убеждения относительно них, во-первых, может дать полезную информацию о мотивах потребления технологий, а, во-вторых, потенциально может предупредить нецелесообразное и неэффективную имплементацию технологических решений в организацию. Один из инструментов, который фокусируется на подобном социально-психологическом аспекте – это Индекс технологической готовности (TRI). Процедура апробации инструмента включает в себя обследование и ревизию формулировок опросника, а также их психометрическую экспертизу, с целью получения наиболее приемлемых показателей надежности и валидности