Зеркальная лаборатория «AI в образовании (AIED): условия реализации и потенциал трансформации»

Реализуется в рамках открытого конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ https://www.hse.ru/interlabs/zerk_lab/


Период реализации : 2023—2025 гг.


Аннотация

Сегодня искусственный интеллект (ИИ) активно внедряется в различные сферы общественной жизни, в частности, в образование. Он может применяться для создания учебных материалов, индивидуальных образовательных программ и образовательной среды, выступать виртуальным наставником, оптимизировать систему управления образованием. В то же время из-за недостатка информации по работе с ИИ и возможных рисков педагогическое сообщество настороженно относится к этой технологии, не принимая и не отвергая ее. Однако присутствие ИИ в сфере образования — реальность, которую не получится игнорировать и к которой нужно адаптироваться уже сейчас. Данный проект призван внести вклад в понимание условий и возможностей эффективного применения технологии искусственного интеллекта в современной образовательной системе.


Цель исследования

Концептуализировать феномен AIED и определить условия и возможности реализации потенциала технологии искусственного интеллекта в системе образования.


Прикладная ценность проекта

  • Разработка фундаментальных и прикладных модулей образовательных программ по вариантам использования искусственного интеллекта в образовании для студентов педагогических и непедагогических образовательных программ.
  • Разработка пакета общих и адресных рекомендаций для управленцев на различных уровнях и сегментах образования по бесшовному внедрению технологий искусственного интеллекта в учебный процесс.
  • Создание дискуссионных площадок для освещения и популяризации хода и результатов исследования, а также сбора обратной связи от научного сообщества.

Задачи

1. Разработать генерализирующую концептуальную модель и выявить специфику диффузии инноваций, основанных на использовании ИИ в образовании.

2. Изучить реактивные/проактивные установки (сопротивление/готовность) педагогического сообщества и обучающихся в отношении ИИ в системе общего и профессионального образования.

3. Определить параметры  и особенности проявления цифрового разрыва в отношении применения ИИ-технологий в образовании.

4. Изучить связи между поколенческой идентичностью и установками к сопротивлению и принятию ИИ в образовании.

5. Определить условия и ограничения внедрения ИИ в учебный процесс, связанные с практиками педагогического дизайна.

6. Выявить образовательный потенциал генеративных нейросетей в отношении генерации и презентации учебного контента.

7. Выявить образовательный потенциал ИИ-агентов в отношении виртуального сопровождения, наставничества и рекомендаций.

8. Проанализировать и описать новые принципы и технологии цифровой дидактики ИИ.

9. Найти и описать управленческие практики преодоления цифрового сопротивления, коллаборации человека и ИИ, а также организационной трансформации и новой правовой регламентации AIED в системе общего и профессионального образования.

10. Разработать форсайт-прогноз развития цифровой технологии ИИ с построением сценариев и среднесрочных трендов дальнейшего внедрения различных технологий AIED в направлениях образовательных практик планирования и управления, генерации контента и тьюторства, оценки и рекомендаций.

11. Разработать пакет рекомендаций для педагогов и образовательных менеджеров по нахождению оптимальных практик коллаборации человека и искусственного интеллекта в образовании с купированием ущерба персональной и профессиональной идентичности обучающих/обучающихся за счет новой пересборки учебного процесса и организации системы образования.


Команда со стороны ВШЭ

Королева Диана Олеговна

Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией

 

Томасова Дарья Александровна

Лаборатория инноваций в образовании: Научный сотрудник



 

Джогезай Назир Ахмед

Лабортория инноваций в образовании: Научный сотрудник 



Команда со стороны ТГПУ

Глухов Андрей Петрович, Синогина Елена Станиславовна, Ломовская Софья Анатольевна


Мероприятия проекта


Круглый стол «Один интеллект — хорошо, а два — лучше? Потенциал генеративных нейросетей в образовании: возможности и принципы регулирования» (второй Томский форум «Преобразование образования», 16 ноября 2023 года)

Отчеты и публикации

Королева Д. О. Приспособятся ли традиционные институты образования к революции искусственного интеллекта или останутся непроницаемыми? Постановка исследовательских вопросов // Социодиггер. 2023. Т. 4. № 7-8 (27)