Зеркальная лаборатория «AI в образовании (AIED): условия реализации и потенциал трансформации»

Реализуется в рамках открытого конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ


Период реализации: 2023—2025 гг.


Аннотация

Сегодня искусственный интеллект (ИИ) активно внедряется в различные сферы общественной жизни, в частности, в образование. Он может применяться для создания учебных материалов, индивидуальных образовательных программ и образовательной среды, выступать виртуальным наставником, оптимизировать систему управления образованием. В то же время из-за недостатка информации по работе с ИИ и возможных рисков педагогическое сообщество настороженно относится к этой технологии, не принимая и не отвергая ее. Однако присутствие ИИ в сфере образования — реальность, которую не получится игнорировать и к которой нужно адаптироваться уже сейчас. Данный проект призван внести вклад в понимание условий и возможностей эффективного применения технологии искусственного интеллекта в современной образовательной системе.


Цель исследования

Концептуализировать феномен AIED и определить условия и возможности реализации потенциала технологии искусственного интеллекта в системе образования.


Прикладная ценность проекта

  • Разработка фундаментальных и прикладных модулей образовательных программ по вариантам использования искусственного интеллекта в образовании для студентов педагогических и непедагогических образовательных программ.
  • Разработка пакета общих и адресных рекомендаций для управленцев на различных уровнях и сегментах образования по бесшовному внедрению технологий искусственного интеллекта в учебный процесс.
  • Создание дискуссионных площадок для освещения и популяризации хода и результатов исследования, а также сбора обратной связи от научного сообщества.

Задачи

1. Разработать генерализирующую концептуальную модель и выявить специфику диффузии инноваций, основанных на использовании ИИ в образовании.

2. Изучить реактивные/проактивные установки (сопротивление/готовность) педагогического сообщества и обучающихся в отношении ИИ в системе общего и профессионального образования.

3. Определить параметры  и особенности проявления цифрового разрыва в отношении применения ИИ-технологий в образовании.

4. Изучить связи между поколенческой идентичностью и установками к сопротивлению и принятию ИИ в образовании.5. Определить условия и ограничения внедрения ИИ в учебный процесс, связанные с практиками педагогического дизайна.

6. Выявить образовательный потенциал генеративных нейросетей в отношении генерации и презентации учебного контента.

7. Выявить образовательный потенциал ИИ-агентов в отношении виртуального сопровождения, наставничества и рекомендаций.

8. Проанализировать и описать новые принципы и технологии цифровой дидактики ИИ.

9. Найти и описать управленческие практики преодоления цифрового сопротивления, коллаборации человека и ИИ, а также организационной трансформации и новой правовой регламентации AIED в системе общего и профессионального образования.

10. Разработать форсайт-прогноз развития цифровой технологии ИИ с построением сценариев и среднесрочных трендов дальнейшего внедрения различных технологий AIED в направлениях образовательных практик планирования и управления, генерации контента и тьюторства, оценки и рекомендаций.

11. Разработать пакет рекомендаций для педагогов и образовательных менеджеров по нахождению оптимальных практик коллаборации человека и искусственного интеллекта в образовании с купированием ущерба персональной и профессиональной идентичности обучающих/обучающихся за счет новой пересборки учебного процесса и организации системы образования.


Команда со стороны ВШЭ

Андреева Анастасия Александровна

Заведующий лабораторией ЛИВО

Томасова Дарья Александровна

Научный сотрудник ЛИВО

 
Заграничный Антон Игоревич

Научный сотрудник ЛИВО

Королева Диана Олеговна

Ведущий эксперт ЛИВО

 
Джогезай Назир Ахмед

Научный сотрудник ЛИВО

 

Команда со стороны ТГПУ

Глухов Андрей Петрович

руководитель НОЦ ЦДИИО ТГПУ

 
Синогина Елена Станиславовна

старший научный сотрудник НОЦ ЦДИИО ТГПУ

 
Патраков Михаил

младший научный сотрудник НОЦ ЦДИИО ТГПУ

 
Мероприятия проекта
  • Круглый стол «Один интеллект — хорошо, а два — лучше? Потенциал генеративных нейросетей в образовании: возможности и принципы регулирования» (второй Томский форум «Преобразование образования», 16 ноября 2023 года)
  • Круглый стол «Использование ИИ в академическом письме студентов: запретить нельзя разрешить?» среди сотрудников и студентов ТГПУ, посвященного тематике легализации и регламентации использования сервисов на базе ИИ, приуроченный ко Дню российской науки. (14 февраля 2024 года)
  • Круглый стол «Инновационные цифровые инициативы и проекты студентов в области образования» в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Прогрессивная инновация и/или фундаментальная традиционность в образовании и социокультурных практиках», организованной Удмуртским государственным университетом (29 октября — 1 ноября 2024 года).
  • Круглый стол «Генерация и реализация цифровых инициатив в вузе» в рамках томского педагогического форума «Преобразование образования». (8 ноября 2024 года).
  • Проектировочная сессия для управленцев среднего звена ТГПУ совместно с ЛИвО НИУ ВШЭ в рамках проведения V Всероссийской научно-практической конференции «Организация проектной и исследовательской  деятельности: субъектность в условиях цифрового мира» (12-14 декабря 2024 года, ИРПО ТГПУ).

Отчеты и публикации

Королева Д. О. Приспособятся ли традиционные институты образования к революции искусственного интеллекта или останутся непроницаемыми? Постановка исследовательских вопросов // Социодиггер. 2023. Т. 4. № 7-8 (27)

Королева Д. О., Джогезай Н. А. The desire path: unleashing expectations, discussing apprehensions, and proposing a way forward for GAI use in higher education

Khilji G., Jogezai N.  Steps to Prepare Bilingual Data for Analysis: A Methodological Approach

Глухов А.П., Синогина Е.С., Ломовская С.А. Проблема рецепции технологий искусственного интеллекта в образовательной среде: педагогическое сопротивление и стратегии внедрения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2024. – Вып. 5 (57). – С. 154-166.