Какие черты выделяют людей, меняющих образование по собственной воле? Для ответа на этот вопрос эксперты проанализировали аудиторию Конкурса инноваций в образовании (КИВО) — крупнейшую отраслевую площадку для инноваторов, которая за девять лет своего существования объединила около 14 тыс. человек из всех регионов России.

Авторы полагают, что понимание образа современного инноватора открывает управленцам и стейкхолдерам дополнительные возможности для трансформации системы через низовую инициативу.

Авторы

Андреева Анастасия Александровна

Лаборатория инноваций в образовании: Стажер-исследователь

Королева Диана Олеговна

Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией

Кишкина Софья Владимировна

Кто меняет российское образование?

Подробнее характеристики раскрываются по клику.

Выводы и рекомендации

1. Сотрудники образовательных организаций готовы не только принимать изменения «сверху», но и сами генерировать инновации

Это ресурс для разнообразия инновационных решений, поскольку государственное реформирование из-за масштаба не всегда приспособлено к локальному контексту или достаточно ориентировано на потребителя. Инноваторы могут быть эффективны и при реализации централизованных программ развития в качестве агентов изменений.

2. Внешние инноваторы тоже могут стать источником развития системы образования

Для этого нужно сформулировать для них актуальные запросы системы образования и организовать площадки сбора и отбора инновационных проектов (маркет-плейсы). Поощрять сотрудничество внешних и внутренних акторов можно за счет отдельных грантов и конкурсов, через создание в образовательных организациях консультационных советов и проектных офисов с участием внешних инноваторов и т. д.

3. Финансирование инноваций — основной, но не единственный способ поддержки проектов и инноваторов

Нужно рассказывать про низовые инновации и их авторов на ресурсах министерств образовательных организаций, средствах массовой информации для повышения статуса конкретного преподавателя и профессии в целом. Также важно создавать среду для самореализации: предоставлять инноваторам специально отведенное время и место для развития инициативы до готового продукта (например, расширяя линейку инновационных площадок).

4. Инновациям нужна свобода

Ценностные установки инноваторов (готовность брать на себя ответственность и риски) позволяют им вовлекаться в сложную и неблагодарную, но важную для системы инновационную активность. Чтобы не лишать инноваторов пространства для творчества, необходимо оставлять возможность самостоятельного выбора образовательных стратегий — путей достижения образовательных результатов, заложенных ФГОСами. А организация проектных конкурсов и инновационных площадок, предоставит педагогам возможность ошибаться и рисковать для апробации и «докрутки» инновационной идеи.

Методология

Материал агрегирует результаты цикла исследовательских проектов с 2014 по 2021 год Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ. Учитывая широкую канву Конкурса инноваций в образовании (КИвО) и высокий уровень участия (ежегодно 500‍–1000 проектов), его база представляет уникальную концентрацию индивидуальных разработчиков и небольших команд, задействованных в разработке инновационных проектов для системы образования.

Для описания портрета инноватора в образовании использовались социально-демографические вопросы («паспортичка»), Ценностный опросник Шварца (Schwartz, 2012), шкала «Причины основания бизнеса», разработанная в рамках «Панельного исследования динамики предпринимательства» Мичиганского университета (Carter et al., 2004) и опросник «FINCODA» (Anton Törnberg, 2015).

Опубликованные результаты анализа