Какие черты выделяют людей, меняющих образование по собственной воле? Для ответа на этот вопрос эксперты проанализировали аудиторию Конкурса инноваций в образовании (КИВО) — крупнейшую отраслевую площадку для инноваторов, которая за девять лет своего существования объединила около 14 тыс. человек из всех регионов России.
Авторы полагают, что понимание образа современного инноватора открывает управленцам и стейкхолдерам дополнительные возможности для трансформации системы через низовую инициативу.
Авторы
Лаборатория инноваций в образовании: Стажер-исследователь
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией
Кто меняет российское образование?
Подробнее характеристики раскрываются по клику.
Женщина 35 лет
Средний возраст инноватора — 35 лет, он не меняется, что показывает постоянное обновление сообщества инноваторов, ведь если бы приходили те же люди, аудитория бы «взрослела».
Количество женщин в конкурсе всегда примерно на 30% больше количества мужчин, эта пропорция остается стабильной из года в год.
Работает в образовании
Инновациями в образовании чаще занимаются специалисты, работающие в системе образования: 60% проектов предлагают учителя дошкольных и общеобразовательных организаций, педагоги СПО и ВУЗов, научные сотрудники, руководители образовательных организаций. Доля проектов от внешних инноваторов — предпринимателей, сотрудников некоммерческих организаций, школьников и студентов — составляет 40%.
Стремится изменить мир и заработать деньги
От участия в инновационных проектах инноваторы ждут реализацию четырех типов мотивов в комплексе: социального, самореализации, статусного мотива и финансового: средняя значения выраженность типов мотивов находится на одном уровне (4,5; 4,1; 5,9; 5,7 соответственно по шкале от 1 до 7), значимых статистических различий выявлено не было. Фактически, это означает, что у инноваторов нет крена в сторону какого-то мотива, например, социального (желание изменить мир) или финансового (получить выгоду). Это характерно и для внешних инноваторов и для внутренних.
Ценит независимость
У инноваторов в образовании в иерархии ценностей высоко стоит самостоятельность (ранг 1 из 10 базовых ценностей, средняя центрированная оценка = 0,95). Высокий запрос у инноваторов на самостоятельность свидетельствует о том, что они независимы от мнения других и стремятся контролировать происходящее, полагаясь на собственные умения и возможности.
Желает успеха другим
Ценности универсализма и благожелательности стоят на 2 и 3 местах в ранге из 10 базовых ценностей, средняя центрированная оценка = 0,72 и 0,62 соответственно. Соответственно, инноваторы в образовании хотят направлять свою активность на улучшение жизни окружающих, «выход за пределы своего Я», то есть нацеленность на заботу об общем благосостоянии и интересах других. При этом, инноваторы хотят помогать своему ближайшему окружению — членам семьи, коллегам (благожелательность) и более широкому социальному кругу (универсализм).
Не боится рисковать
Ценность открытости новому, активной жизненной позиция (риск/новизна) для опрошенных участников конкурса не очень высока, но ее позиция значительно выше, чем для выборки по России в целом (0,02 против -0,8 соответственно). Другими словами, ценность активной жизненной позиции для инноваторов в образовании не находится в топе по выраженности, но в отличии от значения этой ценности для среднего россиянина не характеризуется и отрицательной выраженностью, что, позволяет инноваторам включаться в инновационную активность, которая, как правило, связана с неопределенностью и риском.
Универсальный работник
Большинство инноваторов имеют запрос одновременно на очень разные навыки в разных сферах: проектирования образовательного опыта (53%), методики креативного мышления (51%); управление ресурсами своего проекта (57%), управление командой и лидерство (49%), ведение социальных сетей (46%), навыки и знания о комьюнити-менеджменте (42%) и коммуникации с партнерами, профессиональным сообществом и госорганами (GR, PR), лоббизм (42%).
Выводы и рекомендации
1. Сотрудники образовательных организаций готовы не только принимать изменения «сверху», но и сами генерировать инновации
Это ресурс для разнообразия инновационных решений, поскольку государственное реформирование из-за масштаба не всегда приспособлено к локальному контексту или достаточно ориентировано на потребителя. Инноваторы могут быть эффективны и при реализации централизованных программ развития в качестве агентов изменений.
2. Внешние инноваторы тоже могут стать источником развития системы образования
Для этого нужно сформулировать для них актуальные запросы системы образования и организовать площадки сбора и отбора инновационных проектов (маркет-плейсы). Поощрять сотрудничество внешних и внутренних акторов можно за счет отдельных грантов и конкурсов, через создание в образовательных организациях консультационных советов и проектных офисов с участием внешних инноваторов и т. д.
3. Финансирование инноваций — основной, но не единственный способ поддержки проектов и инноваторов
Нужно рассказывать про низовые инновации и их авторов на ресурсах министерств образовательных организаций, средствах массовой информации для повышения статуса конкретного преподавателя и профессии в целом. Также важно создавать среду для самореализации: предоставлять инноваторам специально отведенное время и место для развития инициативы до готового продукта (например, расширяя линейку инновационных площадок).
4. Инновациям нужна свобода
Ценностные установки инноваторов (готовность брать на себя ответственность и риски) позволяют им вовлекаться в сложную и неблагодарную, но важную для системы инновационную активность. Чтобы не лишать инноваторов пространства для творчества, необходимо оставлять возможность самостоятельного выбора образовательных стратегий — путей достижения образовательных результатов, заложенных ФГОСами. А организация проектных конкурсов и инновационных площадок, предоставит педагогам возможность ошибаться и рисковать для апробации и «докрутки» инновационной идеи.
Методология
Материал агрегирует результаты цикла исследовательских проектов с 2014 по 2021 год Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ. Учитывая широкую канву Конкурса инноваций в образовании (КИвО) и высокий уровень участия (ежегодно 500–1000 проектов), его база представляет уникальную концентрацию индивидуальных разработчиков и небольших команд, задействованных в разработке инновационных проектов для системы образования.
Для описания портрета инноватора в образовании использовались социально-демографические вопросы («паспортичка»), Ценностный опросник Шварца (Schwartz, 2012), шкала «Причины основания бизнеса», разработанная в рамках «Панельного исследования динамики предпринимательства» Мичиганского университета (Carter et al., 2004) и опросник «FINCODA» (Anton Törnberg, 2015).
Опубликованные результаты анализа
-
Ландшафт образовательных инноваций: содержание и структура
Д.О. Королева, Т.Е. Хавенсон, А.А. Андреева
Портрет инноватора образования XXI века
Д.О. Королева, Т.Е. Хавенсон
-
Акторы образовательных инноваций: ценности и мотивация
Т.Е. Хавенсон, Д.О. Королева, А.А. Лукина
Innovators from Within and from Without the Education System
Diana Koroleva, Tatiana Khavenson