Исследовательский проект «Инновационное педагогическое движение в позднем СССР и России 90-х гг».


Участники проекта предпринимают попытку осмысления событий в образовании 1980-1990-х годов в СССР и России.
Ключевым в данном исследовании явялется вопрос о причинах резкого взлета и столь же быстрого упадка инновационного педагогического движения

Методология.
Основной метод исследования – интервью. В период с января 2015 года по январь 2016 участники проекта провели 28 глубинных, полу-структурированных интервью средней продолжительность в полтора часа каждое. Все интервью сопровождались аудиозаписью и были затем транскрибированы. При построении выборки была использована методика «снежного кома», используя личное знакомство с некоторыми представителями инновационного движения. По мере развития исследования в выборку были включены несколько педагогов, которые работали в образовательных институциях различных городов России в указанный период, но не были в контакте с участниками инновационного движения. Кроме того, были проведены несколько бесед с иностранными коллегами, которые в качестве исследователей и/или экспертов международных организаций неоднократно бывали в СССР и позднее в России в период 1980-1990-х годов. Всеми респондентами было дано информированное согласие на проведение интервью. Ряд интервью был проведен удаленно, при помощи электронных средств связи.

 
Участники исследования пользуются и другими источниками информации. В частности, материалами «Учительской газеты», другими периодическими и монографическими изданиями, а также документами из личных архивов информантов и общественных хранилищ. Исследование открытых источников и архивной документации основывалось на списке базовых категорий, сформированного после первичного кодирования транскриптов интервью. Широкая общественная и/или профессиональная известность ряда информантов обусловили выбор в пользу деанонимизации респондентов в тех случаях, когда обстоятельства их деятельности хорошо известны из других источников, а само содержание их высказываний в случае возможного разглашения не представляется угрожающим безопасности и здоровью информантов либо других людей. Потенциальная опасность деанонимизации является также дополнительной причиной избегания, насколько это было возможно, цитирования речи информантов большими фрагментами.

Представление результатов.
Первые рузультаты исследования были представленны  в докладах стажеров Центра К.Сидоровой и А. Кулакова на XVII Апрельской конференции НИУ ВШЭ.
Тема докладов:
- Роль профессионального сообщества в инновационном педагогическом движением позднем СССР и России 90-х гг. (К. Сидорова)
- Реформирование советского образования в 1980-е годы: два пути модернизации? (А. Кулаков)

Так же в данный момент принята в печать в журнал "Вопросы образования" статья руководителя проекта П. Сафронова и стажера Центра К. Сидоровой "Субъективные инновации: педагогические движения в условиях радикальных социальных изменений"

По вопросам сотрудничества обращайтесь на  адрес электронной почты psafronov@hse.ru

Участники проекта:
Кулаков Артем Михайлович

Стажер-исследователь ЦИИвО

 
Сидорова Ксения Дмитриевна

Стажер-исследователь ЦИИвО

 
Сафронов Петр Александрович

Научный сотрудник ЦИИвО, руководитель проекта