Исследовательский проект «Взаимосвязь между когнитивным рефреймингом и принятием инноваций учителями»
Сегодня, образование и школа в частности, является одним из первых и главных сфер, где появляются изменения, привнесенные 21 веком. Инновации в методике преподавания, переход к образовательной парадигме, в которой учащийся занимает центральное место, и технологические новшества всё чаще заставляют учителя задуматься о своей профессиональной практике и начать адаптироваться к реалиям времени. Тем не менее, до сих пор не ясно однозначно как учителя воспринимают инновации, какие факторы препятствуют их успешному принятию и как изменить отношение учителя к принятию чего-то нового.
Вопросы принятия и сопротивления инновациям детально изучены исследователями из разных дисциплинарных сфер. Один из этих трудов, который привлекает наше особое внимание – работа Эверетта Роджерса опубликованная в 60-х годах прошлого столетия под названием «Диффузия инноваций», популяризатора одноименной теории. Теория диффузии инноваций в первую очередь стремится объяснить, как инновации проходят процесс принятия (или неприятия) через разные культуры. Роджерс категоризирует инноваторов, разделяя их на ранних и поздних, представляет множество факторов, влияющих на восприятие, принятие и распространение инноваций.
В дополнение к теории диффузии инноваций, существует многообещающая теория, способная поддержать и предоставить реальные изменения в проблематике исследования – теория когнитивной терапии и в частности, включенный в неё процесс когнитивного рефрейминга. Так, когнитивный рефрейминг включает в себя набор процедур переосмысления и перестройки процессов восприятия, мышления и поведения с целью избавления от неудачных психических шаблонов. Аарон Бек, создатель учения, обращает внимание на автоматические мысли и на постоянный внутренний мысленный диалог, в котором отражаются убеждения и возможные психологические проблемы человека. Бек заметил, что любое поведение или расстройство имеет своё особое содержание в автоматических мыслях и, обучая пациентов отвечать на эти мысли, терапевт может облегчить или вовсе устранить их разрушающее действие.
Проблема этого исследования заключается в том, чтобы объединить эти концепции в одну теоретическую рамку, чтобы ответить на вопросы исследования в действии, приведенные ниже.
Цели и вопросы исследования
Своей основной целью данное исследование ставит изучение того, как учителя воспринимают инновационную практику, выявление мыслительных шаблонов учителей посредством дискурсивного анализа и, в завершении, апробирование техники когнитивного реструктурирования, направленной на изменение текущей практики.
Для того, чтобы цель исследования была достигнута, важно определить вопросы, ответ на которые позволит нам понять текущее положение вещей и результативность нашей работы.
Первый вопрос стремится определить существует ли ощутимая дифференциация между учителями по степени принятия инноваций.
Второй вопрос в случае подтверждения гипотезы того, что дифференциация существует, определяет как мыслительные шаблоны учителей отличаются в группах с разным уровнем принятия инноваций.
В заключении, третий вопрос исследования узнаёт, возможно ли уменьшить уровень сопротивления инновациям посредством когнитивного реструктурирования механизмов восприятия и мышления учителей.
Методология
Принимая во внимание вопросы, поставленные в исследовании, можно утверждать, что наиболее эффективный дизайн проведения данной работы - исследование в действии.
Проект является исследованием в действии, так как он нацелен не только на изучение восприятия инноваций, документацию мнений и составление представления о мыслительных процессах учителей, но и на реальные изменения текущей практики посредством реализации когнитивного рефрейминга.
В целом, проект охватывает три группы учителей: контрольная группа учителей общеобразовательных школ г. Москва, экспериментальная группа отобранная из сопутствующего данному исследованию проекта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) без проведения когнитивного реструктурирования и экспериментальная группа сопутствующего исследованию проекта ОЭСР с проведением практики когнитивного реструктурирования учителей.
В свою очередь, «Проект по оценке прогресса навыков критического и креативного мышления учеников средней школы» - проект, запущенный командой экспертов ОЭСР из Центра Исследований в области Образования и Инноваций (CERI), взят за основу данного исследования. Проект ставит свей целью тестирование и последующее применение методов формирующего оценивания учителями навыков критического и креативного мышления учеников. В ходе активной стадии проекта, учителя разработают и апробируют педагогические техники и задания, в которых учащиеся смогут продемонстрировать уровень усвоения и наличие прогресса в процессе обучения этим навыкам. В общей сложности проект включает участие 1409 учащихся и двадцати шести учителей в контрольной и экспериментальной группах. Дизайн проекта и факт того, что педагоги, участвующие в нём, будут поставлены перед задачей изменения своей педагогической практики делает его лучшей базой для проведения текущего исследования.
Как было отмечено раннее, в проекте участвуют три группы учителей, разделённые в соответствии с нижеследующей логикой. Исследование включает дополнительную переменную – группа учителей будет находиться под влиянием эксперимента, происходящего в рамках проекта ОЭСР, что говорит о критической важности выделения влияния проекта на учителей в независимую переменную. Исследование в действии традиционно основывается на трёх стадиях, через которые проходит исследователь – планирование – действие – рефлексия. Такая последовательность применима и к этому исследованию. На первой стадии, после тщательного планирования и разработки необходимых инструментов, исследователь проводит предварительное тестирование, измеряя уровень принятия инноваций. В дополнении к этому, будут проведены несколько интервью, с целью выявления мыслительных шаблонов учителей. Первая стадия исследования относится ко всем трём группам, участвующим в проекте. По окончании интервьюирования предполагается использование методики дискурсивного анализа записанных на диктофон данных, с выявлением таких аспектов речи как последовательность предложений, самих предложений, речи, синтаксиса и т.д. На данном этапе исследователь отвечает на первые два вопроса исследования и переходит на стадию активного вмешательства, действия.
На втором этапе происходит непосредственная работа над мыслительными шаблонами учителей. Имея в распоряжении данные, полученные после анализа первой стадии исследования, исследовательская деятельность концентрируется вокруг применения практик когнитивного реструктурирования. Процедура реструктурирования проводится лишь с одной обозначенной экспериментальной группой. По предварительным расчётам вторая стадия исследования имеет продолжительность в 6 месяцев, так как стадия активного вмешательства проекта ОЭСР занимает такой промежуток времени.
Финальная стадия проекта начинается с запуска завершающей сессии тестирования, на которой вновь измеряется уровень принятия инноваций. Одновременно, предполагается и интервьюирование учителей на тему того, как они воспринимают инновации, происходит очередное выявление мыслительных шаблонов. Анализ данных, собранных на трёх стадиях включает сравнение и категоризацию мыслительных шаблонов и результатов тестов с последующей оценкой информации.
Отбор субъектов исследования
В исследовании принимают участие учителя, отобранные из шестидесяти двух учителей по сопутствующему проекту ОЭСР. Таким образом, в данном исследовании участие будет принимать от десяти до пятнадцати учителей, выбранных в соответствии следующим критериям. Целевая техника поиска субъектов исследования определит отбор учителей по наличию критериев определённых Аароном Беком - социальный статус, уровень образования, доступ к СМИ и т.д. Применение подобной стратегии обеспечит показательность результатов, их большую значимость.
Значимость исследования
Предложенное исследование ставит перед собой актуальную проблему – исследование того, как учителя воспринимают инновации, адаптируются к изменениям или сопротивляются использованию чего-то нового. Работа заполнит пробелы в существующих знаниях, выявляя процесс принятия инноваций в контексте разных когнитивных шаблонов учителей. В дополнение к этому, исследование открывает возможность для дискуссии и будущих исследований на тему того, как когнитивное реструктурирование может быть применено в контексте школы, чтобы облегчить адаптацию учителей к новым эффективным методикам преподавания.
Оценка и распространение информации
Результаты исследования будут доступны широкому кругу заинтересованных в нём лиц. Во - первых, учителя участвующие в проекте, приобретут новые педагогические техники и в какой-то степени новый образ мышления, способность позитивно воспринимать инновации и отвечать на вызовы 21 века. Во-вторых, информированные результатами исследования, директора школ и образовательных учреждений, другие участники образовательного процесса, способные принимать решения на местах, смогут по-новому взглянуть на то, как инновационные практики продвигаются в школах, и что сдерживает их успешную реализацию. В целом, результаты исследования имеют высокую степень практического применения, открыты для широкой образовательной аудитории.
Возможные ограничения и план действий
На текущей стадии возможные ограничения информируют исследователя о том, что должно быть принято во внимание для усиления исследования. Первое возможное ограничение – продолжительность стадии активного вмешательства. Процедура когнитивного реструктурирования может занять до одного месяца, в то время как стадия активного вмешательства длится шесть месяцев. В связи с этим, важно понять, насколько долго будет сохраняться эффект когнитивного реструктурирования мыслительных шаблонов учителей. Для решения этой проблемы исследователь может провести дополнительную сессию интервью с учителями по прошествии месяца после проведения практик реструктурирования. Другое возможное ограничение связано с компетентностью исследователя проводить процедуру когнитивного реструктурирования. Принимая во внимание необходимость предоставления надёжных результатов, исследователь может привлечь экспертов-психологов (психотерапевтов) для должной поддержки целей, заявленных в исследовании.Участники проекта:
Стажер-исследователь ЦИИвО, аспирант