Конкурс инноваций в образовании (КИВО)

О Конкурсе инноваций в образовании

Сайт Конкурса www.kivo.hse.ru

За время проведения КИВО (2014―2019 гг.) были рассмотрены более 3750 проектов из всех регионов России и 20 зарубежных стран. Всего Конкурсом охвачено сообщество из более чем 12 000 инноваторов и предпринимателей в области образования по всей стране.

 © Высшая школа экономики/ Лаборатория инноваций в образовании

 

Год

Победитель

2014

Социально-предпринимательский проект "Образ жизни"

2015

«Москва глазами инженера» — образовательный проект об истории инженерного искусства, популяризирующий профессию инженера.

2016

Язык поколений —  проект, нацеленный на помощь иностранным студентам в изучении русского языка с вовлечением российских пенсионеров.

2017

(1) «d notation» — приложение для ввода нотных текстов и обучения нотному письму на смартфонах, планшетах и интерактивных досках

(2) "Дисграф" - сервис коррекции дисграфии

2018

Нанолаб — программа для прямой манипуляции атомами в виртуальной рабочей среде.

2019

28 проектов отобраны в полуфинал

Также финалистами Конкурса становились такие известные проекты, как Школа программирования «Кодабра», «Учитель для России», клуб подготовки детей –мигрантов к школе «Билим»

Особенности конкурса описывает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, Исаак Фрумин:

Большинство интересных идей, поданных на конкурс, рождаются за пределами формального образования, в сфере дополнительного образования, усиливая контраст между традиционным скучным школьным классом и интересной, насыщенной внешней средой. Это подтверждается и тем, что примерно треть инновационных проектов принадлежит не людям из образования, а инноваторам за границами системы. Это родители, студенты, предприниматели. Толчком к началу реализации проекта могут служить как положительные факторы – желание транслировать (в том числе путем перевода в цифру) уже имеющиеся эффективные программы и практики, – так и личный негативный опыт, желание исправить ситуацию, закрыть дефициты.

Категории проектов

 
В 2019 году впервые можно было подать проект на конкурс в одной из 12 категорий:

  • преодоление неравенства в образовании (доступность, язык, возраст, гендер и прочее);
  • повышение социального капитала образовательной организации (создание сообществ, эндаумент фондов, улучшение климата/среды образовательной организации, личностно-профессиональное развитие педагогов);
  • упрощение жизни преподавателя (усовершенствование существующих или разработка новых подходов, механизмов, методик преподавания различных предметов);
  • применение цифровых технологий для трансформации образования;
  • модернизация систем управления образованием;
  • повышение эффективности бизнеса через технологии корпоративного обучения;
  • новые решения для среднего профессионального образования;
  • создание психологически благоприятного климата для образования и развития обучающихся;
  • реализация культурно-просветительских инициатив, досуга и отдыха, образовательный туризм;
  • здоровьесберегающие технологии и практики в образовании;
  • содействие в выборе образовательных и профессиональных траекторий, социализация молодежи;
  • развитие soft skills и компетенций 21-го века у обучающихся.

  Максимальное количество заявок было предложено в категориях «Применение цифровых технологий для трансформации образования», «Содействие в выборе образовательных и профессиональных траекторий, социализация молодежи» и «Развитие soft skills и компетенций 21-го века у обучающихся».

12 номинаций – это ответ на «большие вызовы», который мы сформулировали по итогам обсуждения с членами наблюдательного совета и участниками конкурса», – отмечает директор КИвО Диана Королева. ”Авторы многих проектов хотят развивать soft skills и компетенции 21 века. Огромную важность приобретают метапредметность, развитие навыков саморегуляции, социального и предпринимательского мышления"

Еще одно изменение 2019 года – появление в заявке, которую заполняли участники конкурса, вопроса о социальном эффекте их проектов. Конкурс стимулирует команды заботиться о возможном социальном эффекте от реализации их проекта.

Партнеры конкурса

Партнерами и спонсорами Конкурса инноваций в образовании являются Агентство стратегических инициатив, “Рыбаков Фонд”, группа компаний "Просвещение", корпорация "Российский учебник", ЦСИО СОЛь, благотворительный фонд Сбербанка “Вклад в будущее”, МГПУ,  Российская венчурная компания, Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ, платформа InLearno, образовательный центр MAXIMUM, Impact Hub Moscow, Иннопрактика, МИСиС, Открытое образование, Фонд развития интернет-инициатив, Педсовет, школа “Знаника”, Учительская газета, Центр Экономики Инфраструктуры, Учеба.ру, Летняя школа, Ельцин центр, Лекториум, RABOTA.RU,  издательство “Манн, Иванов и Фербер”.

В жюри конкурса входят представители партнеров и ведущие эксперты в области образования и управления проектами. Также в 2018 году в состав жюри впервые вошли зарубежные специалисты - Маркес Андерсон, основатель и глава сети World Education Foundation; Халазс Габор, директор Научно-исследовательской лаборатории изучения высшего образования и инноваций университета Будапешта (ELTE); Масей Якубовский, глава Evidence Institute (Польша).

Цикл Конкурса

Ежегодно прием заявок на Конкурс проводится в апреле-мае.

В июне для отобранных 30 проектов проводится Летняя школа- акселерационная программа с поддержкой партнеров конкурса.

Определение победителя происходит в октябре на финале Конкурса на форуме «Открытые инновации». Победитель получает travel grant для презентации своего проекта в любой точке мира, партнеры конкурса также вручают призы победителям ими учрежденных номинаций.

 




В течение года Конкурс также проводит ЯСЛИ КИвО – встречи с инноваторами образования и экспертами, во время которых происходит обмен идеями и представление проектов, получение обратной связи.

 

За годы существования конкурса ЯСЛИ проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске и Владивостоке.

 


© Высшая школа экономики/ Лаборатория инноваций в образовании