Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

Пример задания

«Геометрическая картина. Оценка площади, которую занимает картина на листе»

Математика, 3 класс

Учащимся предлагается «побыть художниками» на уроке математики, «написав» картину из 20 геометрических фигур, – и придумать к ней описание. После краткой презентации работ учащимся предлагается посчитать площадь своей картины (площадь, которую занимает краска каждого цвета) для того, чтобы отправить её в печать.

Работа организуется в малых группах по 4-5 человек. Креативность проявляется при создании картины и поиске решения проблемы при подсчёте площади (за счет наложений в полученной картине появляются нестандартные фигуры, площадь которых трудно посчитать). Критическое мышление проявляется при произведении расчётов. 

Предпочтительное время проведения активности: 2 урока
Предметно-специфические навыки: Решение проблем, работа с дополнительной информацией

 

Учебная программа и цели

Что учащиеся дожны изучить и как это связано с государственной учебной программой

Учебные цели

Применение представлений о площади в нестандартной ситуации (поиск способа нахождения площади в предложенной ситуации: пересчёт квадратных сантиметров, сумма площадей, разность площадей, моделирование палетки и пр.)

Критерии оценки

  • Качество и количество поисковых вопросов и предложений в процессе обсуждения требований к сравниваемым картинам
  • Логическое обоснование выбора способа подсчёта

Качество вопросов на этапе обсуждения и критического анализа полученных проектов

Связь с учебной программой

  • Различение, называние, сравнение геометрических фигур (прямоугольник, прямоугольный треугольник, квадрат, круг);
  • Представление о площади. Смысл площади. Единица площади (покажите, что собой представляет «единица». 1 ед. = 4 см2). Правило (формула) нахождения площади прямоугольника (квадрата).

Связь с другими предметами

ИЗО

Универсальные учебные действия

  • Понимать и удерживать в памяти учебную задачу;
  • Планировать ход решения задания;
  • Координировать свои действия с действиями одноклассников;
  • Выслушивать и критически оценивать предложения (способы решения, рассуждения и пр.) членов коллектива;
  • Соглашаться с чужим мнением и аргументировать собственную точку зрения;
  • Искать необходимую информацию в справочных материалах, в интернет источниках

 

Ресурсы

материалы и оборудование, необходимые для проведения активности

Веб и печатные материалы

  • Геометрические фигуры произвольного цвета: 4 больших квадрата (4х4 см), 4 маленьких (2х2), 3 больших треугольника (катеты 4 и 4), три маленьких (катеты 2 и 2), два больших круга (радиус 4), два маленьких (радиус 2), один большой прямоугольник (4х8), один  маленький (2х4). Фигуры помещаются в конверт. Также в конверт помещаются 4 «лишние» фигуры – квадраты со стороной 2 см (цвет квадратов произвольный).
  • Лист основы белого цвета (формат А2);
  • Клей;
  • Бланк «Лист групповой работы»
  • Файл (файловый пакет), черный фломастер. Они необходимы, если ученики захотят найти площадь с помощью палетки. Назначение файла и фломастера не объясняется (учитель не подсказывает способ решения!).
  • Грамоты для награждения команд, написавших лучшие картины и сумевших презентовать способ нахождения площади. Либо грамоты-номинации за самую волшебную, самую неземную, самую неожиданную, самую интересную и т.п. картину.

 

Другое

Проектор, доска, маркеры/карандаши, бумага

Примеры работ учащихся