Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

Возможности построения шкал и проведения кросскультурных сравнений с помощью SEM и IRT

Состоялся первый в этом учебном году научно-исследовательский семинар «Измерения в социальных науках», который проводится в рамках магистерской программы «Измерения в психологии и образовании».

Состоялся первый в этом учебном году научно-исследовательский семинар «Измерения в социальных науках», который проводится в рамках магистерской программы «Измерения в психологии и образовании».

Докладчик: Осин Евгений Николаевич, канд. псих. наук, доцент, ст.научный сотрудник факультета психологии НИУ ВШЭ
Дискуссант: Карданова Елена Юрьевна, канд.физ.-мат.наук, доцент, директор Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ

В докладе Евгения Осина были описаны основные положения модели SEM (моделирования структурными уравнениями) и возможности её сопоставления с моделями IRT. Были представлены результаты анализа данных, полученных путём опроса учителей (в рамках проекта NorBA) в трёх пост-советских странах: России, Латвии и Эстонии.

В ходе анализа структуры установок учителей были выделены шкалы независимо с помощью моделей SEM и IRT. Показаны возможности SEM для проведения кросс-культурных сравнений в показателях измеряемого конструкта даже при условии неполной психометрической эквивалентности пунктов шкалы на разных языках.

Особый интерес представляет соспоставление двух подходов, примененных на одних и тех же данных. В ходе дискуссии результаты применения модели SEM были сопоставлены с результатами применения IRT-моделей. По результатам дискуссии обе стороны пришли к мнению, что каждая методология обладает своими преимуществами и выбор методологии должен осуществляться в зависимости от целей и задач исследования.