Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

Сравнительное международное исследование готовности к обучению и качества подготовки студентов технических специальностей вузов в странах БРИК: Завершился первый пилотный этап тестирования

В ноябре завершился первый пилотный этап тестирования по проекту «Сравнительное международное исследование  готовности к обучению и качества подготовки студентов технических специальностей вузов в странах БРИК».
Целью исследования в 2014 г. являлась разработка инструментария для исследования качества подготовки по математике и физике студентов технических специальностей вузов России и Китая. Таким образом, пилотирование инструмента являлось логическим завершением первого этапа исследования.

В ноябре завершился первый пилотный этап тестирования по проекту «Сравнительное международное исследование  готовности к обучению и качества подготовки студентов технических специальностей вузов в странах БРИК».  Целью этого проекта является проведение исследования готовности студентов технических специальностей к обучению в вузе, а также качества их подготовки по истечении двух лет обучения в вузе. Целью исследования в 2014 г. являлась разработка инструментария для исследования качества подготовки по математике и физике студентов технических специальностей вузов России и Китая. Таким образом, пилотирование инструмента являлось логическим завершением первого этапа исследования. 

Для создания инструментов применялся экспертно-ориентированный подход, который позволяет создавать тесты на основании существующих банков заданий. На основании экспертных оценок были последовательно отобраны области, наиболее релевантные для каждого теста, а также задания в каждой области, которые позволяют наилучшим образом оценить измеряемые конструкты. В исследовании приняли участие эксперты из России и Китая. Также было проведено клиническое исследование готовых тестов. В результате проведенной работы были разработаны четыре теста по предметному содержанию инженерного образования (по математике и физике для студентов первого и третьего курса). Также был переведен и апробирован тест на способность к критическому мышлению. 

Апробация проводилась одновременно в университетах России и Китая, всего в исследовании приняли участие 11 российских университетов и 10 китайских. От каждой страны в выборку попали как обычные высшие учебные заведения, так и «элитные». В российскую выборку попали два научно-исследовательских университета и три федеральных университета.  В России исследование проводилось при поддержке научно-исследовательского института мониторинга качества образования (г. Йошкар-Ола). Всего в ходе пилотного исследования было протестировано более 2600 человек – 1400 студентов первого курса и 1200 студентов 3 курса. Студенты проходили тестирование по двум типам тестов – тесту 
академического содержания обучения (математика и физика) и тесту критического мышления. Студенты равномерно распределялись по типам тестов случайным образом. 
Организационно-техническое сопровождение апробационного тестирования осуществлялось «НИИ мониторинга качества образования» (г.Йошкар Ола). На данный момент собраны данные по апробации данных методик в университетах России и Китая, и ведется работа над подготовкой полномасштабного исследования в 2015 году. Отличительной особенностью данного исследования является возможность 
межстрановых сравнений, так как будет построена единая шкала для студентов из России и Китая, а значит, можно будет напрямую сравнить их успехи в обучении.