Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

Завершилась II Международная летняя школа «Теория и практика разработки тестов в психологии и образовании»

С 20 по 26 июля 2015 г. в УЦ Вороново прошла II Международная летняя школа «Теория и практика разработки тестов в психологии и образовании», организованная Центром мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.  Преподавателями Школы были профессор Чикагского Университета США Кэрол Майфорд (Carol Myford) и директор ЦМКО Елена Карданова.

Завершилась II Международная летняя школа «Теория и практика разработки тестов в психологии и образовании»

Как научиться смотреть на тесты критическим взглядом? Как создавать хорошие тестовые задания? Как анализировать результаты педагогического оценивания? Этому и многому другому обучались студенты II Международной летней школы «Теория и практика разработки тестов в психологии и образовании».


С 20 по 26 июля 2015 г. в УЦ Вороново прошла II Международная летняя школа «Теория и практика разработки тестов в психологии и образовании», организованная Центром мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.  Преподавателями Школы были профессор Чикагского Университета США Кэрол Майфорд (Carol Myford) и директор ЦМКО Елена Карданова.

В этот раз Летняя школа  уделяла особенное внимание анализу политомических заданий, охватывая довольно широкий спектр тем из сферы test-development от планирования теста и разработки заданий простых и сложных форм до проведения психометрического анализа заданий в рамках классической и современной теорий тестирования.

Школа собрала участников из 6 стран, - помимо России и США, гостями Вороново стали представители центров тестирования, центров сертификации,  а также учителя и преподаватели университетов из Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана.

С самого первого дня участники с головой погрузились в проблемы оценивания: за подробными лекциями следовали напряженные практические занятия, когда «студенты» в мини-группах критически анализировали спецификации, выявляли проблемы и недочеты тестовых заданий, обсуждали проблемы справедливости оценивания вообще и в своих странах, самостоятельно проводили психометрический анализ результатов педагогического тестирования. А в последний  день школы руководитель Центра оценки качества образования ИСМО РАО Галина Ковалева и научный руководитель ЦМКО Виктор Болотов специально для участников организовали интереснейшие мастер-классы. Галина Сергеевна делилась своим опытом проведения международных исследований качества образования, а Виктор Александрович дискутировал с участниками школы о проблемах оценки в образовании и путях их решения.

Не смотря на то, что программа школы была очень насыщенной, на ней нашлось и время для отдыха. Самый первый день работы Школы завершился вечером национальной культуры. Все участники собрались в одной аудитории и сделали для коллег и преподавателей школы презентации своей страны, ее культуры и особенностей национальной кухни. Были спеты русские и киргизские народные песни, мелодично звучала казахская домбра, столы были заставлены щедрыми блюдами с казахской кониной, бакинской пахлавой, русскими блинами, киргизскими бозо-шоро и другими аппетитными яствами.

Своими впечатлениями о II международной летней школе «Теория и практика разработки тестов в психологии и образовании» поделись несколько ее участников.

Таалайбек Маматалиев, Национальный центр тестирования, г. Бишкек, Киргизия. В нашем центре я заведую информационно-аналитическим сектором, и на этой школе мне были полезны обе части. С одной стороны, мне, как аналитику, который не касается вопросов создания тестов, было интересно попробовать себя в разработке и экспертизе тестов. И теперь я совершенно по-другому смотрю на эту область. С другой стороны, я многое подчерпнул для себя по анализу тестов. Думаю, я гораздо увереннее буду себя чувствовать в анализе политомических заданий, их характеристик, функционирования категорий, справедливости оценки.

Лола Мансурова, Национальный центр тестирования, г. Душанбе, Таджикистан . Я занимаюсь разработкой тестов, и поэтому для меня особенно интересными были первые два дня Школы, когда на конкретных примерах и ошибках мы учились критически подходить к созданию и оценке работы тестов. 

Акмарал Жумыкбаева, Назарбаев интеллектуальные школы, г. Астана, Казахстан . Для меня самой важной оказалась часть школы, посвященная психометрическому анализу. В основном для анализа результатов тестирования я использовала средства Excel. Но теперь, когда я «попробовала» специальные психометрические программы, мне хочется как можно скорее внедрить их в нашу работу.

Асим Гасанов, учитель средней школы, г. Баку, Азербайджан .  Мне как учителю эта школа была очень полезна с точки зрения практики разработки тестов. Каковы должны быть основные параметры хороших тестовых заданий? Как оптимальным образом измерить уровень знаний по предмету в классах, где я работаю? Как проанализировать результаты детей по моему тесту и улучшить инструмент? Теперь я знаю, как ответить на эти вопросы.

Ольга Кремезная, Красноярский центр оценки качества образования, г. Красноярск . Для меня очень интересной оказалась тема различного функционирования заданий - DIF (differentialitemfunctioning). Обычно, когда мы проводим анализ данных по результатам тестирования, мы смотрим на то, как пол и другие факторы влияют на результаты тестирования.  Но DIF – это что-то совершенно другое, он позволяет заглянуть вглубь задания и посмотреть, насколько справедливо это задание и тест в целом по отношению к разным группам испытуемых.

Под конец недели интенсивнейшей работы участники школы в один голос говорили о том, что расставаться со школой им жаль, и что пора задуматься о том, что они будут изучать в следующем году.