Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

Четыре исследования Центра мониторинга качества образования были представлены на конференции АЕА-Europe

2-5 ноября 2016 года проходила 17-я ежегодная Конференция AEA-Europe (Association for Education Assessment). Каждый год Ассоциация проводит свою конференцию в одной из европейских стран (в этот раз выбор пал на республику Кипр), хотя  география участников шире, чем только европейские страны. Тема конференции, звучащая как  «Social and Political underpinnings of educational assessment: Past, Present and Future», привлекла более 300  участников.

Чем конференции АЕА отличаются от других конференций, посвященных исследованиям в области образования?
Рассказывает руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования Елена Карданова: «На конференциях AEA-Europe традиционно представляются очень сильные исследования, многие из которых посвящены психометрическим вопросам разработки и анализа инструментов оценивания.  Наш Центр специализируется на психометрическом анализе, поэтому «контингент» этой конференции очень нам подходит. Сюда приезжают наши партнеры и коллеги из других мировых центров, так что для меня конференции АЕА становятся местом, где можно не только обсудить научную работу, но и установить или поддержать связи с исследователями в своей области.  Например, на этой конференции было объявлено, что президентом Ассоциации (AEA) стал Тьери Роше, который всего три месяца назад читал курс по DIF-анализу на нашей летней школе.  Что важно: системы образования в европейских странах, при всех своих различиях, имеют немало сходства с нашей системой, у нас есть общие проблемы, поэтому способы их исследования и поиски решений могут быть общими».

В этом году ЦМКО  представил четыре исследования, два из которых были выполнены в партнерстве с другими университетами.

1.       Providing cross-national comparability of test results for international assessment in higher education (Elena Kardanova, Irina Brun, Denis Federiakin, Higher School of Economics and Prashant Loyalka, Stanford University). /Рассказывает Денис Федерякин, студент 2-го курса магистерской программы «Измерения в психологии и образовании»

Очень кратко — о чем исследование?

На данных международного исследования  ISHEL, в котором исследуются знания студентов инженерных специальностей из нескольких стран, мы смотрели, как «ведут себя» одни и те же задания тестов для студентов из России и Китая. При этом мы оценивали функционирование заданий с помощью разных методов DIF-анализа, которые дают немного разные результаты, и анализировали полученные различия.

 

2.     Academic achievement and subjective well-being in primary school children(Tatjana Kanonire, HSE, Institute of education)

/Рассказывает Татьяна Канонир/

Очень кратко — о чем исследование?

На конференции были представлены первые результаты большого исследования, посвященного учебным достижениям и субъективному благополучию учащихся начальной школы. В данном докладе мы отвечали на вопрос, различается ли уровень субъективного благополучия у детей с разным уровнем учебных достижений. Наши первые данные говорят о том, что дети с очень низким уровнем достижений значимо меньше удовлетворены школой, меньше сотрудничают с одноклассниками и больше испытывают враждебность, чем их более успешные в учебе сверстники. Эти результаты частично совпадают с результатами других исследований. 

 

3.      The progress of first year school-children and school effect (Inna Antipkina, Elena Kardanova and Alina Ivanova, HSE)

 

/рассказывает Инна Антипкина/

Очень кратко — о чем исследование?

На данных  исследования iPIPS мы проверяли, есть ли различия в результатах по чтению и математике у первоклассников из сельских и городских школ, а также из обычных СОШ и школ повышенного статуса, таких как гимназии, в конце первого класса — при контроле семейных характеристик и уровня социо-эмоционального развития детей. Если говорить коротко и обобщенно, то хотя в первые классы сельских школ/обычных СОШ приходят менее подготовленные дети, к концу первого года они совершают значительный прогресс и результаты детей из городских и сельских, «престижных» школ и обычных СОШ делаются неразличимыми.

 

4.      Development of reading skills in pre-school students: the role of parental investments (Marina Vasilyeva, Boston College, USA, Alina Ivanova and Elena Kardanova, HSE).

 

/рассказывает Алина Иванова/

Очень кратко — о чем исследование?

То, что социально-экономический статус семьи ребенка связан с его учебными достижениями – стало общим местом в литературе. Однако относительно того, какая именно между ними связь и чем она опосредуется, мнения расходятся. Мы проверяли, как работает на данных российских первоклассников наиболее известная модель связи между СЭС и учебными достижениями (так называемая «модель родительских инвестиций») и получили довольно нетривиальный результат.

 

Презентации всех докладов ЦМКО, которые были представлены на AEA-2016, находятся на сайте Центра мониторинга качества образования, так же, как и контактная информация сотрудников Центра -- мы с удовольствием обсудим наши результаты с теми, кому интересны темы этих исследований.