Четыре исследования Центра мониторинга качества образования были представлены на конференции АЕА-Europe
Чем конференции АЕА отличаются от других конференций, посвященных исследованиям в области образования?
Рассказывает руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования Елена Карданова: «На конференциях AEA-Europe традиционно представляются очень сильные исследования, многие из которых посвящены психометрическим вопросам разработки и анализа инструментов оценивания. Наш Центр специализируется на психометрическом анализе, поэтому «контингент» этой конференции очень нам подходит. Сюда приезжают наши партнеры и коллеги из других мировых центров, так что для меня конференции АЕА становятся местом, где можно не только обсудить научную работу, но и установить или поддержать связи с исследователями в своей области. Например, на этой конференции было объявлено, что президентом Ассоциации (AEA) стал Тьери Роше, который всего три месяца назад читал курс по DIF-анализу на нашей летней школе. Что важно: системы образования в европейских странах, при всех своих различиях, имеют немало сходства с нашей системой, у нас есть общие проблемы, поэтому способы их исследования и поиски решений могут быть общими».
В этом году ЦМКО представил четыре исследования, два из которых были выполнены в партнерстве с другими университетами.
1. Providing cross-national comparability of test results for international assessment in higher education (Elena Kardanova, Irina Brun, Denis Federiakin, Higher School of Economics and Prashant Loyalka, Stanford University). /Рассказывает Денис Федерякин, студент 2-го курса магистерской программы «Измерения в психологии и образовании»
Очень кратко — о чем исследование?
На данных международного исследования ISHEL, в котором исследуются знания студентов инженерных специальностей из нескольких стран, мы смотрели, как «ведут себя» одни и те же задания тестов для студентов из России и Китая. При этом мы оценивали функционирование заданий с помощью разных методов DIF-анализа, которые дают немного разные результаты, и анализировали полученные различия.
2. Academic achievement and subjective well-being in primary school children(Tatjana Kanonire, HSE, Institute of education)
/Рассказывает Татьяна Канонир/
Очень кратко — о чем исследование?
На конференции были представлены первые результаты большого исследования, посвященного учебным достижениям и субъективному благополучию учащихся начальной школы. В данном докладе мы отвечали на вопрос, различается ли уровень субъективного благополучия у детей с разным уровнем учебных достижений. Наши первые данные говорят о том, что дети с очень низким уровнем достижений значимо меньше удовлетворены школой, меньше сотрудничают с одноклассниками и больше испытывают враждебность, чем их более успешные в учебе сверстники. Эти результаты частично совпадают с результатами других исследований.
3. The progress of first year school-children and school effect (Inna Antipkina, Elena Kardanova and Alina Ivanova, HSE)
/рассказывает Инна Антипкина/
Очень кратко — о чем исследование?
На данных исследования iPIPS мы проверяли, есть ли различия в результатах по чтению и математике у первоклассников из сельских и городских школ, а также из обычных СОШ и школ повышенного статуса, таких как гимназии, в конце первого класса — при контроле семейных характеристик и уровня социо-эмоционального развития детей. Если говорить коротко и обобщенно, то хотя в первые классы сельских школ/обычных СОШ приходят менее подготовленные дети, к концу первого года они совершают значительный прогресс и результаты детей из городских и сельских, «престижных» школ и обычных СОШ делаются неразличимыми.
4. Development of reading skills in pre-school students: the role of parental investments (Marina Vasilyeva, Boston College, USA, Alina Ivanova and Elena Kardanova, HSE).
/рассказывает Алина Иванова/
Очень кратко — о чем исследование?
То, что социально-экономический статус семьи ребенка связан с его учебными достижениями – стало общим местом в литературе. Однако относительно того, какая именно между ними связь и чем она опосредуется, мнения расходятся. Мы проверяли, как работает на данных российских первоклассников наиболее известная модель связи между СЭС и учебными достижениями (так называемая «модель родительских инвестиций») и получили довольно нетривиальный результат.
Презентации всех докладов ЦМКО, которые были представлены на AEA-2016, находятся на сайте Центра мониторинга качества образования, так же, как и контактная информация сотрудников Центра -- мы с удовольствием обсудим наши результаты с теми, кому интересны темы этих исследований.