Курсы повышения квалификации: интенсив от ЦМКО
В рамках курсов повышения квалификации, организуемых Институтом образования НИУ ВШЭ, сотрудники ЦМКО подготовили и провели серию лекций и мастер-классов, посвященных различным аспектам разработки тестов. На занятиях обучающего интенсива, прошедшего 17 – 21 сентября 2018 г., обсуждались темы, связанные со стандартами тестирования, обоснованием валидности измерительных инструментов, проблемами администрирования. Много внимания было уделено правилам разработки тестовых заданий разных форматов, составлению спецификации к тесту и экспертизе тестовых материалов, универсальному дизайну теста. Рассматривались и основные подходы к обработке и анализу результатов в рамках классической и современной теории тестирования. Были затронуты и другие важные темы, в том числе и те, которые предлагали сами участники занятий.
В заключение интенсива слушатели представили собственные проекты, выполненные в качестве практического задания. Участники попрактиковались в разработке тестовой спецификации и тестовых заданий. Хотя опыт слушателей в этой области различался, все проекты были выполнены на высоком уровне.
Преподаватели интенсива отмечают высокую мотивированность участников, готовность расширять и применять на практике полученные знания. «Было очень приятно видеть, что слушатели применяют материал, изученный на курсах в новых, самых разных сферах. Например, в образовательных играх и приложениях. Это означает, что тестология и психометрика становятся известными, популярными научными направлениями. В нашем обществе развивается тестологическая культура», - говорит Ирина Брун, преподаватель программы, заместитель заведующего Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов.
«У слушателей уже был целый ряд важных вопросов, с которыми они пришли на курсы. Один из них - как обосновать качество своего теста, отчитываясь о своей работе, например, специалистам-предметникам или органам управления образованием. На примере самых известных и строгих нидерландских стандартов COTAN, специально переведенных нами на русский язык для удобства обсуждения, мы поговорили о том, как можно использовать их для внутреннего аудита и обоснования качества тестов для внешних пользователей и экспертов. Кроме того, у слушателей курса был запрос на мастер-класс по конструированию мониторингов. На примере наших мониторингов iPIPS и iPIPS+ мы обсудили такие важные вопросы, как разработка теоретической рамки в соответствии с целями мониторинга, важность отслеживания прогресса учеников и какие психометрические задачи для этого нужно решить, в частности, сопоставимость баллов по разным шкалам. Также предметом дискуссии стал вопрос о том, как измерять не только когнитивные, но и некогнитивные навыки, такие как коммуникация, сосредоточенность, самостоятельность, адаптация к школе и др. Оказалось, что у многих участников курса уже есть задача разработки инструментов для оценивания некогнитивных навыков», - отмечает Инна Антипкина, преподаватель программы, младший научный сотрудник ЦМКО.
Преподаватели курсов остаются на связи со слушателями и готовы в дальнейшем оказывать им информационную помощь и поддержку.