Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

9 декабря 2021 состоялся заключительный в этом году международный научный семинар (вебинар) «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованный в партнерстве университетов ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.



9 декабря 2021 состоялся заключительный в этом году  международный научный семинар (вебинар)
«Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованный в партнерстве университетов  ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.
Модератором семинара выступила Елена Юрьевна Карданова, кандидат физико-математических наук, директор Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, руководитель проекта Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

С докладом «Оценка цифровых компетенций учащихся: опыт разработки инструментов и результаты исследований» выступили 
Светлана Михайловна Авдеева, заведующая Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Центра психометрики и измерений в образовании (Институт образования, НИУ ВШЭ), и Ксения Вадимовна Тарасова, заместитель заведующего Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Центра психометрики и измерений в образовании (Институт образования, НИУ ВШЭ).
Доклад был выполнен в рамках проекта 3.1 «Навыки и компетенции: отдача, формирование, инструменты оценки» Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

В начале презентации авторы представили подходы, в том числе международные, к оцениванию цифровой грамотности и цифровых компетенций. При этом было отмечено, что в настоящее время не существует универсального инструмента оценки цифровой грамотности или цифровых компетенций, который мог бы служить всем целям и контекстам. 

Во вводной части авторы продемонстрировали, что цифровые компетенции – сложные для измерения конструкты, включающие в себя способность использовать цифровые технологии для работы с информацией и данными, информационную безопасность, этику и многое другое, а также связанные с критическим мышлением, коммуникацией, сотрудничеством.
В основной части авторами была представлены концептуальная рамка цифровой грамотности, основанная на обширном мета-анализе, а также разработанные Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов инструменты измерения цифровой грамотности и близких конструктов: DigLit и ICL Test.

Инструменты включают задания сценарного типа (complex performance tasks), где модель задания описывает непрерывные действия, происходящие во времени, точно также, как они происходят в реальной жизни, а оценивание основывается на одном из методов обоснованного дизайна (Principled Assessment Design) - методе доказательной аргументации Evidence Centered Design (ECD).


В качестве примера был продемонстрирован подход к разработке и одно из заданий линейки инструментов измерения цифровой грамотности DigLit (для учащихся 6,7,9 классов и взрослого трудоспособного населения).

В заключении, авторы представили результаты Мониторинга информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы, проведенного в 2020-2021гг. с использованием инструмента ICL Test, в котором приняли участие более 30 тысяч учащихся 9х классов из 21 региона Российской федерации (репрезентативная выборка). Результаты мониторингового исследования выявили большой процент выпускников основной школы, неготовых к полноценной жизни в обществе информации и цифровых технологий.

Таким образом, в выступлении авторы продемонстрировали подход к разработке инструментов оценки цифровых компетенций, который в сочетании с использованием заданий сценарного типа позволяет получить надежные и валидные результаты измерения.. Дискуссант А. Ю. Уваров, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Институт кибернетики и образовательной информатики им. А. И. Берга, Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук, отметил, что авторы широко раскрыли проблематику разработки инструментов оценивания цифровой грамотности, и предложил рассмотреть проблему отсутствия у учащихся и учителей представления о том какие именно цифровые навыки должны освоить учащиеся. Дискуссант предложил включить в инструменты элементы, которые могут помочь учащимся понять его цели, понять к чему стремится при выполнении теста, поскольку измерительный инструмент должен не только оценивать, но и учить.

Дискуссант Л. Л. Босова, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, автор УМК по информатике для основной и старшей школы., зав. кафедрой теории и методики обучения математике и информатике Института математики и информатики МПГУ, раскрывала проблему формирования цифровых навыков у учащихся в школе. Дискуссант отметила, что в большинстве своем цифровые навыки формируются у школьников его окружением, жизнью вне школы, малое количество школьных часов информатики и отсутствие системного подхода к формированию цифровых навыков в школе не позволяют сформировать все те навыки, которые измеряются представленными инструментами. В связи с чем дискуссантом было предложено разрабатывать для учителей и представителей систем образовании практические рекомендации по поиску образовательного пространства для формирования цифровых навыков.