Центр психометрики и измерений в образовании

 

Психометрические исследования — это методы измерения и оценки различных характеристик людей, включая психологические особенности, знания, компетенции, навыки и т.д., с использованием статистических методов.

 

На вебинаре МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ представили инструменты измерения универсальных компетенций

24 ноября 2022 состоялся международный научный семинар (вебинар) «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованный в партнерстве университетов ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.

24 ноября 2022 состоялся международный научный семинар (вебинар) «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованный в партнерстве университетов ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.

Модератором семинара выступила Сорокова Марина Геннадьевна, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, д. пед. н., к. ф.-м. н.

С докладом «Измерение универсальных компетенций студентов вузов» выступили Карданова Елена Юрьевна, к. ф.-м. н., доцент директор Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, Дементьев Андрей Викторович, старший преподаватель факультета экономических наук НИУ ВШЭ, директор Центра по развитию преподавательского мастерства НИУ ВШЭ, Орел Екатерина Алексеевна, канд. психол. наук, PhD, заведующая проектно-учебной лабораторией «Моделирование и оценка компетенций в высшем образовании» Института образования НИУ ВШЭ, Тарасова Ксения Вадимовна, канд. пед. наук, заместитель заведующего Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования НИУ ВШЭ.

В своем докладе авторы осветили современные подходы к оценке универсальных компетенций студентов вузов. Универсальные компетенции, в частности, критическое мышление, коммуникация, проектная работа, а также новые грамотности, такая как экономическая, входят в образовательные стандарты высшего образования как обязательная компонента для студентов всех направлений подготовки. Соответственно, перед вузами стоит необходимость эти компетенции формировать и оценивать. В своей презентации докладчики сосредоточились на второй части – оценке универсальных компетенций – и представили два инструмента, разработанные Центром психометрики и измерений в образовании совместно с факультетом экономических наук НИУ ВШЭ, предназначенные для мониторинговой оценки критического мышления и экономической грамотности.

Тест оценки критического мышления студентов в онлайн-среде представляет собой компьютерный инструмент, построенный в методологии доказательной аргументации Evidence Centered Design (ECD). Он выполнен на предметном материале экономики, хотя и не требует специальных знаний в этой области, превышающих школьную программу, поэтому может использоваться для оценки студентов на входе в обучение. Тест критического мышления студентов был апробирован на выборке 690 студентов НИУ ВШЭ экономических специальностей и показал хорошее психометрическое качество. Также на данных была продемонстрирована возможность сообщать тестовые баллы как по общему конструкту в целом – критическое мышление, так и по отдельным его составляющим – проверка исходной информации, аргументация и выдвижение гипотез, анализ, рефлексия.

Тест экономической грамотности является полностью переработанной версией широко используемого в мире теста экономической грамотности студентов TUCE (Test of Understanding in College Economics). В докладе была представлена новая таксономия теста, представлен сам инструмент, а также показаны подходы к психометрическому моделированию его результатов с целью представления пользователям формирующей обратной связи. Тест был апробирован на выборке более 500 студентов НИУ ВШЭ. Результаты психометрического анализа подтвердили высокое качество теста как инструмента измерения. Также в докладе были представлены результаты пилотного исследования экономической грамотности студентов 5 российских вузов.

В ходе развернувшейся после доклада дискуссии участники семинара отметили высокое качество представленных инструментов и подняли проблемы оценки универсальных компетенций в современных российских вузах. Мария Сергеевна Добрякова, к. с. н. главный эксперт Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ, предложила пути дальнейших исследований критического мышления, в частности, возможности выделения предметного контекста и оценки его вклада в общий уровень измеряемого конструкта. Мария Олеговна Абрамова, к. ф. н., директор центра социологии образования Института образования Томского Государственного Университета, рассказала про опыт создания ядра бакалавриата ТГУ, направленного на формирование универсальных компетенций и отметила важность внедрения инструментов оценки в подобные инициативы.