Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»

Содействие модернизации университетов на основе данных



Оцениваем

Эффекты реформ и политик в высшем образовании

Исследуем

Вклад университетов в социально-экономическое развитие

Сопровождаем

Стратегическое развитие университетов и систем высшего образования



Тематическая карта наших исследований


  • ВКЛАД ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Как высшее образование влияет общество и человека. Какой вклад дает экономике, политике, культуре и общественной жизни в России и за рубежом.

  • ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Какие индивидуальные факторы определяют доступность высшего образования. Как устройство системы образования и ее изменение связано с доступностью образовательных возможностей. Сравнительные исследования по тематике институциональной дифференциации систем высшего образования и образовательных возможностей в третичном секторе.

  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ

    Оценка результативности деятельности вузов. Эффекты государственных реформ и изменений контестов на результативность и эффективность университетов. Как управление вузом влияет на его результативность.

  • ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАНАХ

    Как единая советская модель высшего образования трансформировалась в 15 странах — бывших советских республиках. Исследовательский потенциал университетов в постсоветских странах: изучение политик и практик развития научно-исследовательского потенциала.

Направления экспертизы и консалтинга

Проектируем

Стратегии и программы развития для университетов и их подразделений, дорожные карты реализации стратегий

Формируем

Стратегии развития для региональных и отраслевых систем высшего образования

Анализируем

Динамику развития университета с применением количественных и качественных методов исследования

Разрабатываем

Способы и варианты участия вузов в социально-экономическом развитии регионов и городов

Наши исследовательские проекты

  • Образовательная успешность студентов российских университетов

    Комплексный анализ образовательной (не)успешности студентов российских вузов с точки зрения оценки масштабов успешности и неуспешности и связанных с ней факторов, выработка предложений по повышению образовательной успешности студентов.

    Зеркальная лаборатория

  • Анализ доступности высшего образования, а также ее взаи­мо­связи с межрегиональной образовательной и трудовой миграцией молодежи в РФ

    Оценка региональных различий до­ступ­ности высшего образования, выявление причин и последствий пространственной неоднородности. Выявление взаимосвязи доступности высшего образования в субъ­ектах Российской Федерации с норма­тив­ной обеспеченностью бюджетными ме­ста­ми и последствиями образовательной миграции молодежи. Выделение групп регионов по уровню доступности высшего образования, масштабам молодежной миграции и качеству приема в вузы.

    ГЗ, ТЗ-251 (2023)

  • Производственная функция российских вузов: анализ особенностей, структуры и изменений

    Анализ производительности внутренних процессов в вузах, их изменений и детерминант. Анализ структуры деятельности вузов с учетом разнородности контингента, их траекторий и карьерных ожиданий. Анализ факторов результативности деятельности вузов в части образовательной успешности учащихся.

    ЦФИ, ТЗ-8 (2024)

  • Институциональная роль вузов в формировании траекторий студентов

    Анализ институциональных факторов в формировании потоков образовательной миграции российской молодежи. Анализ доступности образовательных возможностей и дифференциация образовательно-карьерных траекторий. Анализ предикторов отсева студентов и разработка прогностических моделей выбытия. Анализ роли отдельных практик управления в результативности университетов.

    ЦФИ, ТЗ-10 (2023)

  • Результаты деятельности университетов и их вклад в развитие общества

    Обобщение и концептуализация вклада высшего образования в перспективе социальных теорий. Анализ факторов доступности высшего образования и образовательных достижений студентов вузов. Анализ эффективности институтов высшего образования в России: анализ взаимосвязей между показателями результативности и эффективности деятельности и управленческими практиками в российских вузах.

    ЦФИ, ТЗ-37 (2022)

Прикладные проекты

Образовательные программы с участием экспертов лаборатории

Команда

Габдрахманов Нияз Камилевич

Заведующий лаборатории

Клягин Александр Владимирович

Главный эксперт, заместитель заведующего лабораторией

Платонова Дарья Павловна

Старший научный сотрудник

Малиновский Сергей Сергеевич

Старший научный сотрудник

Серебренников Павел Николаевич

Младший научный сотрудник

Ворочков Антон Павлович

Аналитик

Слепых Виктория Игоревна

Младший научный сотрудник

Панова Анна Алексеевна

Старший научный сотрудник

Акунеева Татьяна Андреевна

Стажер-исследователь

Жильцов Евгений Михайлович

Стажер-исследователь

Алексеева Яна Игоревна

Стажер-исследователь

Крестинин Владимир Сергеевич

Стажер-исследователь

Захаров Илья Александрович

Стажер-исследователь

Диканбаева Асия

Стажер-исследователь

Публикации

  • Кейсы российских университетов. Выпуск 4, 2022–2023

    В четвертом сборнике представлены кейсы российских вузов, отражающие современные аспекты управления университетом, наукой и инновациями в технических и творческих вузах, профориентацию будущих инженеров и развитие у них гибких навыков, экспорт образовательных услуг и управление имущественным комплексом вуза. Кейсы разработаны на основе актуальной информации и интервью с руководителями вузов, студентами, представителями компаний партнеров и работодателей. Кейсы разработаны студенты магистерской программы «Управление в высшем образовании» Института образования НИУ ВШЭ.

    Сборник предназначен для использования в образовательных программах, нацеленных на подготовку управленческих команд вузов, а также для широкого круга лиц, интересующихся вопросами трансформации высшего образования и управления университетами.

    Магистерская программа «Управление в высшем образовании» с 2011 г. реализуется Институтом образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Программа предназначена для обучения современному университетскому управлению сотрудников высших учебных заведений. Это первая из российских образовательных программ своего направления, которая включена в авторитетный международный каталог академических программ в сфере высшего образования и регулярно публикует сборники кейсов российских университетов.

    Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.

  • «Особого выбора не было»: институциональные условия и культурные нарра­тивы образовательного выбора в моногородах

    В рамках культурсоциоло­гического подхода в статье изучают­ся культурные нарративы, которыми обосновывают свой образователь­ный выбор студенты, обучающиеся по программам высшего образования в российских моногородах, а также то, в каких институциональных условиях осуществляется этот выбор. Исследова­ние выполнено в качественной страте­гии по результатам 70 полуструктуриро­ванных биографических и экспертных интервью со студентами, представите­лями вузов и предприятий моногоро­дов Свердловской области. Полевые материалы интерпретированы с по­мощью процедур обоснованной тео­рии и дискурс­ анализа. В качестве основного результата вы­делено восемь ключевых нарративов: нарратив избегания опасности, ловуш­ки и освобождения, предопределен­ности и долга городу и предприятию, обязательного свободного времени, неотменяемой случайности, продол­жения династии, инженерной гордости, надежности и заботы. Описаны практики взаимодействия вузов и предприя­тий, определяющие образовательный выбор и включающие в себя базовые кафедры, организацию студенческих практик, совместные профориентаци­онные мероприятия для школьников, специальные стипендии с обязатель­ством их отработать.

    Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2024. № 3. С. 204-229.

  • Глава в книге

    Сарыглар С. А.

    Миграция в приграничных регионах: дифференциация адаптивных стратегий мигрантов

    С каждым годом в силу социально-экономических, политических, экологических обстоятельств, сложившихся в мире, продолжает стремительно расти число мигрантов. Жителям разных стран, регионов и городов приходится ежедневно сталкиваться с социальными, культурными и другими последствиями миграционных процессов.
    Российская Федерация имеет самую протяженную государственную границу в мире и занимает первое место по количеству стран–соседей. Большинство мигрантов являются гражданами стран СНГ, и эта тенденция наблюдается на протяжении уже нескольких лет. С распадом СССР и появлением на его территории новых государств большинство российских регионов стали приграничными, где наблюдаются миграционные потоки из стран СНГ.
    В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в 2019-2021 гг. Алтайским государственным университетом под руководством доктора социологических наук, профессора Светланы Геннадьевны Максимовой.



    В кн.: Россия в новых измерениях: единство и многообразие: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 30 октября 2023 г.) / Отв. ред. М.А. Омаров. М.: РГГУ, 2024. 386 с.. М.: Изд-во РГГУ, 2024. С. 340-353.

  • Препринт

    Egorov A., Agasisti T., Serebrennikov P.

    How Do The Characteristics Of The Environment Influence University Efficiency? Evidence From A Conditional Efficiency Approach

    Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2020. No. 238.

Все публикации