Оцениваем
Эффекты реформ и политик в высшем образовании
Исследуем
Вклад университетов в социально-экономическое развитие
Сопровождаем
Стратегическое развитие университетов и систем высшего образования
Тематическая карта наших исследований
-
ВКЛАД ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Как высшее образование влияет общество и человека. Какой вклад дает экономике, политике, культуре и общественной жизни в России и за рубежом.
-
ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Какие индивидуальные факторы определяют доступность высшего образования. Как устройство системы образования и ее изменение связано с доступностью образовательных возможностей. Сравнительные исследования по тематике институциональной дифференциации систем высшего образования и образовательных возможностей в третичном секторе.
-
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ
Оценка результативности деятельности вузов. Эффекты государственных реформ и изменений контестов на результативность и эффективность университетов. Как управление вузом влияет на его результативность.
-
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАНАХ
Как единая советская модель высшего образования трансформировалась в 15 странах — бывших советских республиках. Исследовательский потенциал университетов в постсоветских странах: изучение политик и практик развития научно-исследовательского потенциала.
Направления экспертизы и консалтинга
Проектируем
Стратегии и программы развития для университетов и их подразделений, дорожные карты реализации стратегий
Формируем
Стратегии развития для региональных и отраслевых систем высшего образования
Анализируем
Динамику развития университета с применением количественных и качественных методов исследования
Разрабатываем
Способы и варианты участия вузов в социально-экономическом развитии регионов и городов
Наши исследовательские проекты
-
Управление, основанное на данных: большие данные в анализе образовательной миграции молодежи на основе цифровых следов
Исследование специфики, направлений и факторов образовательной миграции в России на основе цифровых следов молодежи
Зеркальная лаборатория (2024)
-
Производственная функция российских вузов: анализ особенностей, структуры и изменений
Анализ производительности внутренних процессов в вузах, их изменений и детерминант. Анализ структуры деятельности вузов с учетом разнородности контингента, их траекторий и карьерных ожиданий. Анализ факторов результативности деятельности вузов в части образовательной успешности учащихся.
ЦФИ, ТЗ-8 (2024)
-
Образовательная успешность студентов российских университетов
Комплексный анализ образовательной (не)успешности студентов российских вузов с точки зрения оценки масштабов успешности и неуспешности и связанных с ней факторов, выработка предложений по повышению образовательной успешности студентов.
Зеркальная лаборатория (2023)
-
Анализ доступности высшего образования, а также ее взаимосвязи с межрегиональной образовательной и трудовой миграцией молодежи в РФ
Оценка региональных различий доступности высшего образования, выявление причин и последствий пространственной неоднородности. Выявление взаимосвязи доступности высшего образования в субъектах Российской Федерации с нормативной обеспеченностью бюджетными местами и последствиями образовательной миграции молодежи. Выделение групп регионов по уровню доступности высшего образования, масштабам молодежной миграции и качеству приема в вузы.
ГЗ, ТЗ-251 (2023)
-
Институциональная роль вузов в формировании траекторий студентов
Анализ институциональных факторов в формировании потоков образовательной миграции российской молодежи. Анализ доступности образовательных возможностей и дифференциация образовательно-карьерных траекторий. Анализ предикторов отсева студентов и разработка прогностических моделей выбытия. Анализ роли отдельных практик управления в результативности университетов.
ЦФИ, ТЗ-10 (2023)
-
Результаты деятельности университетов и их вклад в развитие общества
Обобщение и концептуализация вклада высшего образования в перспективе социальных теорий. Анализ факторов доступности высшего образования и образовательных достижений студентов вузов. Анализ эффективности институтов высшего образования в России: анализ взаимосвязей между показателями результативности и эффективности деятельности и управленческими практиками в российских вузах.
ЦФИ, ТЗ-37 (2022)
Прикладные проекты
-
Разработка концепции кампуса
Услуги по разработке научно-образовательной концепции проекта по созданию кампуса в г. Петропавловск-Камчатский
Заказчик: Камчатский институт развития образования (КГАУ ДПО «Камчатский ИРО»)
-
Разработка концепции кампуса
Разработка образовательной и архитектурно-художественной концепций для проектирования объекта: «Студенческий кампус в городе Тарко-Сале «Региональный центр подготовки кадров для топливно-энергетического комплекса»
Заказчик: Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
-
Проведение программы повышения квалификации
Оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Управление вузом в условиях задач достижения национальных целей развития»
Заказчики: Забайкальский государственный университет (ЗабГУ), Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (КБГУ)
Образовательные программы с участием экспертов лаборатории
Команда
Заведующий лаборатории
Главный эксперт, заместитель заведующего лабораторией
Заместитель заведующего лабораторией
Старший научный сотрудник
Ведущий эксперт
Эксперт
Младший научный сотрудник
Аналитик
Научный сотрудник
Младший научный сотрудник
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Стажер-исследователь
Аналитик
Новости
-
Ксения Романенко получила благодарность за особый вклад в развитие экспедиций
27 декабря, 2024 г.
-
Лаборатория "Развития университетов" приглашает иностранных постдоков
27 декабря, 2024 г.
Публикации
-
Практики поддержки преподавателей в российских вузах
Исследование практик поддержки ППС выполнено в рамках проекта «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ «Профессиональные стратегии преподавателей вузов в современной России». Сборник практик решает задачу представления аналитических и информационных материалов по тематике развития ППС для обеспечения университетского сообщества актуальной и полной информацией о практиках развития ППС в университетах России. Представленные материалы включают кейсы лучших практик поддержки профессорско-преподавательского состава в российских вузах, а также данные об уровне и содержании поддержки преподавателей вузов по результатам анализа данных социологического опроса ППС, проведенного в 2024 году в 20 российских вузах. На основе представленных данных, авторы дают общую оценку условий профессионального развития ППС в современной России.
М.: МГУ, МАКС Пресс, 2024.
-
Профессиональные стратегии преподавателей: идеи неовеберианцев в реалиях российского высшего образования
Основываясь на теоретической рамке Макса Вебера и неовеберианцев, авторы рассматривают профессию преподавателя высшей школы в дихотомии работы по призванию (ценностно-рациональные стратегии) и выполнения профессиональных функций для собственной выгоды (целерациональные стратегии). На основе данных всероссийского исследования в рамках работы зеркальной лаборатории «Профессиональные стратегии преподавателей высшей школы в современной России» выделены и обоснованы показатели (уровень мобильности, уровень занятости, карьерные траектории), позволяющие отнести профессиональные стратегии преподавателей к целерациональным или ценностно-рациональным.
Исследование показало, что большинство преподавателей придерживаются целерациональной стратегии, ограничиваясь выполнением минимальных требований профессионального контракта. Зафиксировано, что ценностно-рациональные стратегии характерны для преподавателей с высоким уровнем компетенций. Большинство молодых преподавателей до 39 лет придерживаются целерациональных стратегий. Ценностно-рациональные стратегии характерны для преподавателей предпенсионного возраста. Это увеличивает риск снижения качества образования в вузах на фоне старения профессорско-преподавательского состава.
Авторы делают вывод об «узаконенном социальном закрытии» профессии преподавателя при сохранении статуса-кво и согласия с жёсткими регулирующими рамками в неовеберианской традиции.
Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 12. С. 31-49.
-
-