Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»

Содействие модернизации университетов на основе данных



Оцениваем

Эффекты реформ и политик в высшем образовании

Исследуем

Вклад университетов в социально-экономическое развитие

Сопровождаем

Стратегическое развитие университетов и систем высшего образования



Тематическая карта наших исследований


  • ВКЛАД ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Как высшее образование влияет общество и человека. Какой вклад дает экономике, политике, культуре и общественной жизни в России и за рубежом.

  • ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Какие индивидуальные факторы определяют доступность высшего образования. Как устройство системы образования и ее изменение связано с доступностью образовательных возможностей. Сравнительные исследования по тематике институциональной дифференциации систем высшего образования и образовательных возможностей в третичном секторе.

  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ

    Оценка результативности деятельности вузов. Эффекты государственных реформ и изменений контестов на результативность и эффективность университетов. Как управление вузом влияет на его результативность.

  • ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАНАХ

    Как единая советская модель высшего образования трансформировалась в 15 странах — бывших советских республиках. Исследовательский потенциал университетов в постсоветских странах: изучение политик и практик развития научно-исследовательского потенциала.

Направления экспертизы и консалтинга

Проектируем

Стратегии и программы развития для университетов и их подразделений, дорожные карты реализации стратегий

Формируем

Стратегии развития для региональных и отраслевых систем высшего образования

Анализируем

Динамику развития университета с применением количественных и качественных методов исследования

Разрабатываем

Способы и варианты участия вузов в социально-экономическом развитии регионов и городов

Наши исследовательские проекты

  • Управление, основанное на данных: большие данные в анализе образовательной миграции молодежи на основе цифровых следов

    Исследование специфики, направлений и факторов образовательной миграции в России на основе цифровых следов молодежи

    Зеркальная лаборатория (2024)

  • Производственная функция российских вузов: анализ особенностей, структуры и изменений

    Анализ производительности внутренних процессов в вузах, их изменений и детерминант. Анализ структуры деятельности вузов с учетом разнородности контингента, их траекторий и карьерных ожиданий. Анализ факторов результативности деятельности вузов в части образовательной успешности учащихся.

    ЦФИ, ТЗ-8 (2024)

  • Образовательная успешность студентов российских университетов

    Комплексный анализ образовательной (не)успешности студентов российских вузов с точки зрения оценки масштабов успешности и неуспешности и связанных с ней факторов, выработка предложений по повышению образовательной успешности студентов.

    Зеркальная лаборатория (2023)

  • Анализ доступности высшего образования, а также ее взаи­мо­связи с межрегиональной образовательной и трудовой миграцией молодежи в РФ

    Оценка региональных различий до­ступ­ности высшего образования, выявление причин и последствий пространственной неоднородности. Выявление взаимосвязи доступности высшего образования в субъ­ектах Российской Федерации с норма­тив­ной обеспеченностью бюджетными ме­ста­ми и последствиями образовательной миграции молодежи. Выделение групп регионов по уровню доступности высшего образования, масштабам молодежной миграции и качеству приема в вузы.

    ГЗ, ТЗ-251 (2023)

  • Институциональная роль вузов в формировании траекторий студентов

    Анализ институциональных факторов в формировании потоков образовательной миграции российской молодежи. Анализ доступности образовательных возможностей и дифференциация образовательно-карьерных траекторий. Анализ предикторов отсева студентов и разработка прогностических моделей выбытия. Анализ роли отдельных практик управления в результативности университетов.

    ЦФИ, ТЗ-10 (2023)

  • Результаты деятельности университетов и их вклад в развитие общества

    Обобщение и концептуализация вклада высшего образования в перспективе социальных теорий. Анализ факторов доступности высшего образования и образовательных достижений студентов вузов. Анализ эффективности институтов высшего образования в России: анализ взаимосвязей между показателями результативности и эффективности деятельности и управленческими практиками в российских вузах.

    ЦФИ, ТЗ-37 (2022)

Прикладные проекты

Образовательные программы с участием экспертов лаборатории

Команда

Габдрахманов Нияз Камилевич

Заведующий лаборатории

Клягин Александр Владимирович

Главный эксперт, заместитель заведующего лабораторией

Малиновский Сергей Сергеевич

Заместитель заведующего лабораторией

Панова Анна Алексеевна

Старший научный сотрудник

Серебренников Павел Николаевич

Младший научный сотрудник

Слепых Виктория Игоревна

Младший научный сотрудник

Акунеева Татьяна Андреевна

Стажер-исследователь

Жильцов Евгений Михайлович

Стажер-исследователь

Крестинин Владимир Сергеевич

Стажер-исследователь

Диканбаева Асия

Стажер-исследователь

Захаров Илья Александрович

Стажер-исследователь

Публикации

  • Практики поддержки преподавателей в российских вузах

    Исследование практик поддержки ППС выполнено в рамках проекта «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ «Профессиональные стратегии преподавателей вузов в современной России». Сборник практик решает задачу представления аналитических и информационных материалов по тематике развития ППС для обеспечения университетского сообщества актуальной и полной информацией о практиках развития ППС в университетах России. Представленные материалы включают кейсы лучших практик поддержки профессорско-преподавательского состава в российских вузах, а также данные об уровне и содержании поддержки преподавателей вузов по результатам анализа данных социологического опроса ППС, проведенного в 2024 году в 20 российских вузах. На основе представленных данных, авторы дают общую оценку условий профессионального развития ППС в современной России.

    М.: МГУ, МАКС Пресс, 2024.

  • Профессиональные стратегии преподавателей: идеи неовеберианцев в реалиях российского высшего образования

    Основываясь на теоретической рамке Макса Вебера и неовеберианцев, авторы рассматривают профессию преподавателя высшей школы в дихотомии работы по призванию (ценностно-рациональные стратегии) и выполнения профессиональных функций для собственной выгоды (целерациональные стратегии). На основе данных всероссийского исследования в рамках работы зеркальной лаборатории «Профессиональные стратегии преподавателей высшей школы в современной России» выделены и обоснованы показатели (уровень мобильности, уровень занятости, карьерные траектории), позволяющие отнести профессиональные стратегии преподавателей к целерациональным или ценностно-рациональным.

    Исследование показало, что большинство преподавателей придерживаются целерациональной стратегии, ограничиваясь выполнением минимальных требований профессионального контракта. Зафиксировано, что ценностно-рациональные стратегии характерны для преподавателей с высоким уровнем компетенций. Большинство молодых преподавателей до 39 лет придерживаются целерациональных стратегий. Ценностно-рациональные стратегии характерны для преподавателей предпенсионного возраста. Это увеличивает риск снижения качества образования в вузах на фоне старения профессорско-преподавательского состава.

    Авторы делают вывод об «узаконенном социальном закрытии» профессии преподавателя при сохранении статуса-кво и согласия с жёсткими регулирующими рамками в неовеберианской традиции.

    Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 12. С. 31-49.

  • Глава в книге

    Panova A., Slepyh V.

    Science or industry: Improving the quality of the Russian higher education system

    In bk.: Vocation, Technology & Education. Vol. 1. Iss. 4. Shenzhen Polytechnic University, 2024.

  • Препринт

    Egorov A., Agasisti T., Serebrennikov P.

    How Do The Characteristics Of The Environment Influence University Efficiency? Evidence From A Conditional Efficiency Approach

    Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2020. No. 238.

Все публикации