Проект «Зеркальные лаборатории: Большие данные в анализе образовательной миграции молодежи на основе цифровых следов»
Реализуется в рамках открытого конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ
Аннотация
Исследование образовательной миграции в России занимает одну из центральных позиций в современных исследованиях и в большинстве случаев построено на анализе статистики межрегиональной миграции и состояния социально-экономического положения регионов. Данные статистики позволяют лишь констатировать факт миграции, поэтому исследование качественных характеристик, причин, факторов образовательной миграции требует использования не только традиционных научных методов (которые активно используются социологами, педагогами, психологами), но также применения новых методов и источников. Данный проект предполагает исследование специфики, направлений и факторов образовательной миграции в России на основе цифровых следов молодежи. Для выполнения цели проекта будут проанализированы направления и масштабы образовательной миграции в России на основе цифровых следов молодежи в социальных сетях, цифровых образовательных платформах и иных источниках, проанализированы содержательные характеристики цифрового поведения образовательных мигрантов, востребованность официальных и неофициальных страниц вузов для выпускников и образовательных мигрантов, а также содержательные и эмоциональные характеристики образовательной миграции в представлениях пользователей социальных сетей. Проект предполагает также проведение значимых научных и научно-образовательных мероприятий (workshop, митап, семинары, Летняя школа и конференция).
Цель проекта
Исследование специфики, направлений и факторов образовательной миграции в России на основе цифровых следов молодежи
Задачи
Анализ направлений и масштабов образовательной миграции в России, в том числе на основе цифровых следов молодежи в социальных сетях, цифровых образовательных платформах и иных источниках
Анализ содержательных характеристик цифрового поведения образовательных мигрантов
Анализ востребованности официальных и неофициальных страниц вузов для выпускников и образовательных мигрантов
Анализ содержательных и эмоциональных характеристик образовательной миграции в представлениях пользователей социальных сетей
Комплексный анализ миграционной политики в области образования и образовательной миграции в России, ее специфики, направлений и факторов на основе цифровых следов молодежи
Разработка научно-методических основ мониторинга направлений и масштабов образовательной миграции в России на основе использования цифровых технологий
Публикация научных статей в журналах, цитируемых в российских и зарубежных базах данных
Команда со стороны ВШЭ
Габдрахманов Нияз Камилевич
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Заведующий лабораторией
Сарыглар Сылдысмаа Артуровна
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Научный сотрудник
Серебренников Павел Николаевич
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Младший научный сотрудник
Акунеева Татьяна Андреевна
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь
Крестинин Владимир Сергеевич
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: стажер-исследователь
Команда со стороны АлтГУ
Шахова Екатерина Владимировна
Старший преподаватель АлтГУ
Щеглова Дарья Константиновна
Аспирант АлтГУ
Кащенко Алексей Сергеевич
Аспирант АлгТУ
Новости
Семинар на III Томском форуме
8 ноября в рамках Зеркальной лаборатории НИУ ВШЭ и АлтГУ на III Томском форуме «Преобразование образования» прошел семинар «Образование, миграция и Big data: использование цифровых образовательных и миграционных следов молодежи для содействия ускоренной профессионализации студентов». В рамках семинара было представлено 4 доклада. Эксперты обсудили, как анализ цифровых следов — от социальных сетей до сайтов — может помочь прогнозировать миграционные и образовательные тренды, а также строить карьерные траектории молодежи. Особое внимание уделили использованию больших данных для поддержки студентов в развитии профессиональных навыков в условиях современных вызовов.
Специальная секция на конференции Исследователей высшего образования
24 октября 2024 года на конференции Исследователей высшего образования прошла специальная секция «Миграция и цифровые следы: возможности и ограничения», посвящённая анализу образовательной миграции с помощью больших данных и цифровых следов. В рамках секции Павел Николаевич Серебренников и Амина Гусейновна Гусейнова представили доклад о взаимосвязи миграции, самоотбора и включенности в сообщества, основанный на данных из соцсети «ВКонтакте». Исследователи предложили сетевой анализ для изучения степени вовлеченности мигрантов в сообщества, что помогает глубже понять факторы и особенности миграции молодежи в России. Также в секции были представлены доклады коллег из Алтайского государственного университета Светланы Геннадьевны Максимовой и Дарьи Алексеевны Омельченко, а также Софьи Александровны Малявко и Дарьи Константиновны Щегловой.
Воркшоп на форуме «Алтай-Азия 2024»
С 2 по 6 октября 2024 года на форуме «Алтай-Азия 2024» прошел воркшоп «Образование, миграция и Big Data», организованный Институтом образования НИУ ВШЭ и Алтайским государственным университетом. Воркшоп включал четыре мастер-класса, где эксперты обучали участников методам анализа миграционных процессов с помощью больших данных и web-скрапинга. Участники изучили сбор и обработку данных из социальных сетей и сетевых ресурсов, а также методы хранения данных на виртуальных машинах. Мероприятие способствовало обмену опытом и развитию научного сотрудничества между университетами в области образовательной миграции.
ПУЛ «Развитие университетов» представила Проект Зеркальной лаборатории на Международной конференции
Нияз Габдрахманов и Сылдысмаа Сарыглар представили проект Зеркальной лаборатории «Управление, основанное на данных: большие данные в анализе образовательной миграции молодежи на основе цифровых следов» на Третьей международной научно-практической конференции «Экспертные институты в XXI веке: принципы, технологии, культура в условиях формирования многополярного мира», который прошел в очно-дистанционном формате 14-15 июня 2024 г. в Иркутском государственном университете.
Исследователи представили доклад «Развитие исследований образовательной миграции на основе цифровых следов», где рассказали о возможностях и перспективах исследований в области образовательной миграции, также представили новый проект Зеркальной лаборатории НИУ ВШЭ и АлтГУ по исследованию образовательной миграции на основе цифровых следов.
Доклады, представленные на Конференции, вошли в сборник научных трудов «Развитие экспертных институтов в XXI веке: теория и практика».
В поисках цифровых следов: начала свою работу зеркальная лаборатория Института образования и АлтГУ
НИУ ВШЭ и Алтайский государственный университет заключили договор о научном сотрудничестве и совместной реализации проекта «Управление, основанное на данных: большие данные в анализе образовательной миграции молодежи на основе цифровых следов» в рамках проекта НИУ ВШЭ «Зеркальные лаборатории».
Зеркальная лаборатория начала свою работу на первом совместном семинаре, который прошел в очно-дистанционном формате 26 июня 2024 г. В работе семинара приняли участие научные коллективы Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» и Кафедры социальной и молодежной политики АлтГУ, а также аспиранты и магистранты.
Руководители проекта Нияз Габдрахманов (от НИУ ВШЭ) и Светлана Максимова (от АлтГУ) поздравили коллег с победой в Конкурсе и рассказали о ключевых задачах и планах проекта. В 2024 году запланировано два крупных мероприятия - Workshop «Образование, миграция и Big data: опыт и перспективы исследований», который пройдет в сентябре 2024 года на площадке Алтайского государственного университета, и митапа «Миграция и цифровые следы: возможности и ограничения» (на территории НИУ ВШЭ), которые направлены на развитие исследовательских компетенций в области цифровых следов и обмен опытом в области исследования образовательной миграции и использования больших данных.
На семинаре также обсудили вопросы и идеи по научно-исследовательской части проекта, план работы на текущий год и подготовку совместных публикаций.