Для магистрантов и аспирантов

Дифференциация в цифровом пространстве

Изучение различий в поведении разных групп людей является одной из ключевых тем в социальных науках. Сегодня исследователи получили возможность изучать такие различия с высокой разрешающей способностью благодаря данным из социальных сетей и другим цифровым следами. Теперь мы можем не только установить сам факт дифференциации, но и проследить ее детальную эволюцию с течением времени, понять механизмы ее формирования. В рамках этой темы мы предлагаем изучить динамику формирования дифференциации в цифровом пространстве по одному или нескольким основаниям (академическая успеваемость, пол, регион и т.д.)

Контактное лицо: Иван Смирнов ibsmirnov@hse.ru


Эмоциональное благополучие учащихся в цифровом веке

Традиционно в исследованиях образования основное внимание уделяется академической успеваемости учащихся. В рамках этой темы предлагается выйти за рамки успеваемости и вместо этого рассмотреть эмоциональное благополучие учащихся. Тема предполагает выявление предикторов эмоционального благополучия или неблагополучия учащихся на основе набора данных, содержащего детальную информацию об учащихся: от паттернов их сна и перемещений до социальных контактов.

Контактное лицо: Иван Смирнов ibsmirnov@hse.ru


О чем говорят учащиеся

Тема предполагает использование современных методов обработки естественного языка и данных из социальных сетей для изучения того как и о чем говорят современные учащиеся, как различается язык у разных групп учащихся, как он эволюционирует с течением времени и т.п.

Контактное лицо: Иван Смирнов ibsmirnov@hse.ru


Влияние социального окружения на учащихся

На поведение и характеристики человека оказывает влияние большое количество факторов, важную роль среди которых занимает и социальное окружение. В рамках этого направления предполагается изучение структуры социальных сетей учащихся и оценка влияния данной структуры и на их индивидуальные характеристики (успеваемость, активность в социальных сетях и так далее). Тема предполагает использование современных методов сетевого анализа для изучения и описания структуры социальных сетей учащихся, а также использование методов машинного обучения для предсказания поведения учащихся.

Контактное лицо: София Докука sdokuka@hse.ru

Самостоятельность современного ребенка

Многочисленные изменения в образе жизни современной семьи обусловили существенную трансформацию соотношения независимости и подконтрольности ребенка. В рамках темы мы предлагаем изучить, в чем самостоятелен современный ребенок, насколько согласованы представления о мере его свобод с представлениями родителей, в чем современный ребенок чувствует себя свободным, а в чем ограниченным, что конкретно ребенок может делать неподконтрольно, как родительские представления о самостоятельности детей, ее развитии в разных возрастах отражаются в конкретных практиках воспитания. Также в рамках темы предлагается изучить роль социальных сетей, веб-сайтов и пр. Интернет-площадок с точки зрения освоения новых сред, выстраивания границ, сепарации от родителей.
Контактное лицо: Александра Бочавер abochaver@hse.ru

Проектная деятельность (ПД) школьников

ПД - обязательный элемент ФГОСов, едва ли не наиболее часто употребляемый термин в современном образовательном дискурсе. Однако совершенно отсутствуют эмпирические данные об эффективности ПД, о реальных практиках, которые определяются как проектная деятельность.



Цифровые следы и родители

Мы предлагаем изучить жизнь современных родителей (их установки, трудности, информационные запросы и практики) с помощью данных социальных сетей, форумов и онлайн-сообществ.

Контактное лицо: Елизавета Сивак esivak@hse.ru



Также нас интересуют следующие темы, и мы открыты предложениям:

Искусственный интеллект в образовании (контактное лицо Иван Смирнов ibsmirnov@hse.ru)

Практики конструирования дошкольного детства в СМИ (контактное лицо Анастасия Нисская anisskaya@hse.ru)