ИССЛЕДУЕМ

Детство, родительство, среды развития, образовательное пространство

ОБУЧАЕМ

Междисциплинарному подходу к исследованиям взросления в современном обществе родителей и сотрудников образовательных организаций, специалистов по работе с детьми

СОЗДАЕМ

Сообщество исследователей и практиков для распространения научного знания и развития научно-обоснованного подхода к образованию и воспитанию детей



Тематическая карта наших исследований

  • ДЕТИ, ПОДРОСТКИ, МОЛОДЕЖЬ И ВЗРОСЛЫЕ

    Повседневность взросления, современные социальные представления о возрасте и их исторические трансформации, отражение в социокультурных мифологиях (СМИ, популярная культура, обыденное восприятие)

  • БЛАГОПОЛУЧИЕ

    Психологическое здоровье, качество жизни, неравенство, риски в образовательной среде (буллинг, стресс, выгорание и прочее)

  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

    Поведенческая и личностная автономия, родительские лицензии, возраст освоения разных форм самостоятельности, независимые перемещения, ребенок и подросток в городе

Направления экспертизы и консалтинга

Инструменты для оценки и повышения качества социальной среды современного детства


Конструктор тренингов для родителей

Комплекты учебных планов, конспектов занятий, лекционных материалов и банк упражнений, которые легко адаптировать под запрос аудитории. Рассчитаны на родителей детей разного возраста: 0–3 лет, 3–7 лет, 7–10 лет, 11–14 лет, 15–18 лет.

Опросник школьного климата

Анкета для оценки, насколько комфортно и безопасно чувствуют себя дети в школах, центрах дополнительного образования и творчества, других образовательных организациях.

Гайд для качественных иссле­до­ваний социального окружения человека

Набор вопросов для неформализованного интервью, который поможет исследо­вателям проанализировать как социальные отношения учащихся: в том числе разговоры, посещение мероприятий, поддержка — воздействуют на индиви­дуальные образовательные результаты, внеучебное поведение и жизненные взгляды. Подробнее.

Наши исследовательские проекты

Зеркальная лаборатория «Автономия и самостоя­тель­ность детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Исследование организовано совместно с Лабораторией возрастной психологии и практик развития Сибирского федерального университета. Цель проекта — определить, как инициатива, приобретенная ребенком в дошкольном возрасте, связана с дальнейшим развитием его учебной самостоятельности в младшем школьном возрасте.

Самостоятельность детей и подростков в образовании

Становление и развитие самостоятельности школьников; представления об этом процессе у них самих, членов их семей и педагогов; способы контроля и поддержки детской самостоятельности; воздействие СМИ на формирование общественных представлений о детской и подростковой самостоятельности.

По заказу РНФ, грант № 22-18-00416

Образовательное пространство современных детей и подростков

Доступность и ресурсный потенциал дошкольного, школьного и дополнительного образования, образовательный ландшафт современных детей и подростков. Описываем, как видоизменяется взаимодействие семьи и школы, какие возможности предоставляют Интернет-среда и территория в разных регионах, как родители проектируют образовательное пространство своих детей.

Представления родителей о воспитании детей и поддержка родительских компетенций

Особенности детско-родительских отношений в современных семьях, как родители сопровождают детей в периоды нормативных возрастных кризисов. Опираясь на полученные данные, разрабатываем и проводим программы повышения родительской компетентности, в том числе воспитания у детей самостоятельности и повышения учебной мотивации.

Благополучие детей и подростков: ресурсы и риски разных сред

Факторы благополучия детей и подростков в школе, городе или интернет-среде, а также связанные с ними риски депрессии, буллинга, кибер-агрессии, девиантного поведения. Мы разрабатываем инструменты для оценки рисков и ресурсного потенциала среды и даем рекомендации по улучшению ее качества.

Лонгитюдное исследование факторов, влияющих на школьную неуспешность

Уникальное для России лонгитюдное исследование, посвященное изучению школьной неуспешности. С младшего школьного возраста и до окончания школы будут отслеживаться разные аспекты академической успешности, школьного благополучия детей и факторы, которые на них влияют. Исследование реализуется как междисциплинарное с участием когнитивных и возрастных психологов, медиков, психометриков, социологов и специалистов в области образования.

Наши прикладные проекты

Противодействие деструктивному контенту, направленному на детей, в сети «Интернет»: международный опыт

Обзор международных образовательных и законотворческих практик для выявления и противодействия онлайн-контенту, связанному с насилием и саморазру­шающим поведением, и создание перечня мер по профилактике его создания и распространения среди школьников.

Роль школы в воспитании подрас­тающего поколения: ключевые цели и задачи, актуальные проблемы воспитательной работы в школе

Анализ отечественных и зарубежных разработок по профилактике асоциального, девиантного и самораз­рушающего поведения и по развитию и поддержке гуманистических ценностей в школе для создания каталога лучших практик.

Методические рекомендации по развитию учебной самостоятельности школьников

Отчет о представлениях детей, родителей и педагогов об учебной самостоятельности. Даны рекомендации по проектированию учебных заданий вовлекающего типа, которые позволяют преодолеть необходимость заставлять ребенка делать домашнюю работу и снижают уровень списывания.

Образовательные программы с участием экспертов Центра исследований современ­ного детства

Команда

Бочавер Александра Алексеевна

Директор, старший научный сотрудник

Ерофеева Виктория Георгиевна

Стажер-исследователь

Гавриленко Полина Алексеевна

Стажер-исследователь

Королева Яна Павловна

Стажер-исследователь

Богданова Эмилия Ибрагимовна

Аспирант

Ахмеджанова Диана Рафаильевна

Доцент Департамента образовательных программ

Фомичева Елизавета Владимировна

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь

Лизунова Евгения Геннадьевна

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь

Сухова Елизавета Сергеевна

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь

Публикации

  • Ребенок как среда воспитания

    В труде известного немецкого социолога Никласа Лумана (1927–1998) показано, как общая теория самореферентных аутопойетических систем, разработанная автором, может быть приложена к анализу одной из функционально дифференцированных систем современного общества, а именно — к системе воспитания и образования. Изложенная интерпретация воспитания занимает промежуточное место между первым обращением Лумана к этой теме в написанной совместно с К. Э. Шорром книге «Проблемы рефлексии в системе воспитания» (1979) и его итоговой работой «Воспитательная система общества» (2002).

    Издательство ПСТГУ, 2023.

  • Статья

    Mikhaylova O., Sivak E.

    Russian fathers’ involvement in childcare, children’s education, and housework during the COVID-19 lockdown

    Children and Society. 2023.

  • Глава в книге

    Ерофеева В. Г.

    Гендерные различия в переживании аутентичности в интерперсональном контексте в период "становящейся взрослости"

    Изучаются гендерные различия в восприятии других людей при переживании аутентичности в период «становящейся взрослости». Юноши чаще отмечали, что другие помогают или не влияют, а девушки — что другие мешают понять себя и что роль других зависит от качества отношений с ними. Все информанты связывают поддержку и принятие с развитием аутентичности, а осуждение — с отчуждением.

    В кн.: Подросток в мегаполисе: поиск вопросов и ответов. Сборник трудов XVI международной научно-практической конференции. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023. С. 37-41.

  • Препринт

    Mikhaylova O.

    Meanings Attached to Pets by Young Women with Anorexia: Triggers of Mental Health Problems, Neutral Beings, Sources of Emotional Support, Care-Targets, or Fully Fledged Family Members

    OSF Preprints. OSF. Series, 2022

Все публикации

Наш телеграм-канал