• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Центр исследований современного детства

Публикации
Книга
Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей

Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Павленко К. В. и др.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.

Статья
Копинг-стратегии и образовательная среда подростков

Хломов К. Д., Бочавер А. А., Корнеев А. А.

Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 2. С. 180-199.

Глава в книге
Social Mechanisms of the Subject Area Formation. The Case of “Digital Economy”

Mikhaylova O., Gradoselskaya G., Kharlamov A. A.

In bk.: Network Algorithms, Data Mining, and Applications. NET, Moscow, Russia, May 2018. Springer, 2020. P. 201-217.

Препринт
Schools are segregated by educational outcomes in the digital space

Smirnov I.

arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2018

Деятельность Центра направлена на изучение и анализ современной ситуации развития детей дошкольного и школьного возраста. Как можно охарактеризовать современное детство? Изменилось ли оно за последние годы и если да, то как это можно зафиксировать? Основными исследовательскими темами являются социализация современных детей внутри и вне системы образования (включая разнообразные форматы дополнительного и семейного образования), диверсификация образовательных траекторий, современное родительство и образовательные программы для родителей.


Иллюстрация к новости: Гифки лучше, чем нотации: психологи о том, как подготовить класс к ЕГЭ

Гифки лучше, чем нотации: психологи о том, как подготовить класс к ЕГЭ

Считанные недели до экзамена: что делать учителю после месяцев вынужденного онлайна? Советы дают Кристина Любицкая и Анастасия Нисская — научные сотрудники Центра исследований современного детства ВШЭ. Опыт дистанта многих запутал — когда учеба, а когда личное время. Готовятся день и ночь, переутомляются, вредят своему здоровью и снижают шансы на успех. Задача учителя — мягко, без нравоучения, напомнить про режим дня. Кроме «биологического» есть и психологическое основание: предсказуемость помогает притушить тревогу.

Иллюстрация к новости: "Горячая линия" по коммуникации с родителями

"Горячая линия" по коммуникации с родителями

Начались каникулы – но жизнь в дистанте не остановилась. И уж точно не стало меньше забот у тех учителей, классы которых сдают ЕГЭ. Как сейчас общаться с выпускниками и их родителями, в чем поддержать, от чего уберечь и как успокоить – рассказывают Кристина Любицкая и Анастасия Нисская из Центра исследований современного детства.

Иллюстрация к новости: QuaranTeens-3: В Москве скучнее, чем в деревне

QuaranTeens-3: В Москве скучнее, чем в деревне

Всё как у взрослых, только ещё труднее, потому что не все научились организовать своё время. Одни ищут новые хобби, другие тратят время на ленту соцсетей и сериалы Центр исследований современного детства продолжает изучать жизнь подростков на самоизоляции. Эксперты побеседовали с подростками 14 – 17 лет о том, чем они занимаются после уроков и удается ли им адаптировать свои увлечения к новым условиям.

Иллюстрация к новости: QuaranTeens-2: Не видимся – и не беда?

QuaranTeens-2: Не видимся – и не беда?

«Соскучился по друзьям» – хрестоматийная жалоба, но оказывается, что подростки переживают в изоляции не только это. Кто-то рад тому, что пандемия оградила его от неприятных контактов в классе, а кто-то «расширяет границы» и теперь тусуется с иностранцами, а не только с ребятами из своего двора. Центр исследований современного детства Инобра ВШЭ продолжает изучать разные аспекты «новой реальности» российских подростков.

Иллюстрация к новости: QuaranTeens

QuaranTeens

Правда ли, что «цифровым аборигенам» легче в онлайне, чем в стенах школы? Что их беспокоит и что они узнали о себе и школе? Подростки рассказывают об этом сами: Центр исследований современного детства ВШЭ открывает серию материалов о «новой жизни» в условиях закрытия школ и социальной изоляции. Аналитики центра обобщили интервью с семью школьниками от 14 до 17 лет из Москвы, Московской и Свердловской областей. Двое из них живут в небольших населённых пунктах, остальные – в крупных городах.

Иллюстрация к новости: «Горячая линия по коммуникациям с родителями»: Какие инструменты помогут учителям и директорам школ?

«Горячая линия по коммуникациям с родителями»: Какие инструменты помогут учителям и директорам школ?

Сотрудники Центра исследований современного детства запускают «Горячую линию» для учителей и директоров по коммуникациям с родителями. В первом выпуске Катерина Поливанова (Katerina Polivanova), Анастасия Нисская и Кристина Любицкая говорят о существующих проблемах в новой для всех ситуации самоизоляции, дистанционного обучения и повышенного стресса.

Иллюстрация к новости: «Подросток в мегаполисе»: опыт онлайн-конференции

«Подросток в мегаполисе»: опыт онлайн-конференции

С наступлением самоизоляции все столкнулись с переводом в онлайн-форматы почти всех рабочих процессов — для кого-то это почти не изменило повседневную жизнь, но для тех, кто работает с людьми, это стало вызовом - заставило осваивать новые технические решения, форматы и территории. Конференции — традиционная форма встречи профессионального сообщества, позволяющая обмениваться знаниями и методами, познакомиться с коллегами, договориться о коллаборациях, обсудить новости и сплетни, поучаствовать в интересных разговорах и побывать в новых местах.

Иллюстрация к новости: «Компетентность – использовать полученные в школе знания за пределами школьных стен»

«Компетентность – использовать полученные в школе знания за пределами школьных стен»

Смена образовательной парадигмы – переход от «знаниевой» к компетентностной модели обучения – происходит в ответ на изменения в обществе. Современному человеку нужно уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения в ситуации неопределенности, проявлять гибкость мышления и креативность. Формирование и развитие ключевых компетентностей обучающихся лежит в основе современной системы образования. На эту тему мы предложили высказать свое мнение и поделиться опытом Катерину Николаевну Поливанову, научного руководителя Центра исследований современного детства.

Иллюстрация к новости: Как школьники обманывают систему онлайн

Как школьники обманывают систему онлайн

Подростки освоились в онлайне быстрее учителей. Уже появились лайфхаки для дистанционного обучения: советы, как не делать домашку, развлечься и избежать плохих оценок. Этими способами школьники активно обмениваются в TikTok. Стажер-исследователь Центра исследований современного детства Надежда Озорнина изучила видео, чтобы рассказать о новых формах академического мошенничества.

Как не сойти с ума с детьми на карантине и провести время с пользой

С сегодняшнего дня в московских школах свободное посещение, а многие компании и предприятия разрешили сотрудникам работать на дому. Тысячам москвичей предстоит по-новому организовать свое время – не только выполнять свою работу, но и в какой-то степени «заменять учителя». Научный сотрудник Центра современного детства Института образования НИУ ВШЭ Кристина Любицкая предложила несколько советов: как провести время с ребенком с пользой, вместе изучать новое, развиваться и просто не сойти с ума.