Новая статья партнёров и директора Центра в одном из ведущих журналов в социологии образования, «Sociology of Education» Американской социологической ассоциации

В одном из ведущих академических журналов по социологии образования, «Sociology of Education» Американской социологической ассоциации вышла статья авторства партнёров Центра Гордея Ястребова, Юлии Косяковой и директора Центра Дмитрия Куракина «Slipping Past the Test: Heterogeneous Effects of Social Background in the Context of Inconsistent Selection Mechanisms in Higher Education»

В статье анализируются альтернативные пути в высшее образование, существующие в России. Путь в высшее образование в рамках академического трека (переход после 11 класса) и в рамках профессионального трека (переход после окончания программ СПО) устроены по-разному, в них работают разные правила на «входе». Доступ к высшему образованию на академическом треке высоко селективен, он осуществляется на основе результатов прохождения ЕГЭ, что делает тестирование игрой с высокими ставками. Профессиональный трек менее селективен — и на входе в систему СПО и при переходе в высшее образование. И это устройство системы перехода имеет неоднозначные последствия с точки зрения неравенства. С одной стороны, переход с профессионального трека в систему высшего образования может способствовать большей социальной мобильности, открывая более доступный и менее рискованный путь к высшему образованию детям из менее привелигированных семей. С другой стороны, именно более привелигированные семьи могут использовать «обходной путь» в высшее образования, если их дети рискуют не пройти в высшее образование по более селективному пути. В статье эти предположения тестируются на данных лонгитюдного проекта «Траектории в образовании и профессии».