«Путевка в жизнь»: исследователи Инобра обсудили ожидания и реальность высшего образования в Некрасовке

15 октября в библиотеке имени Н.А. Некрасова прошла дискуссия с исследователями Института образования НИУ ВШЭ. Они обсудили, как студенты выбирают вуз и что на это влияет, как проявляется неравенство во время учебы и как оно влияет на карьеру. В обсуждении приняли участие сотрудники Центра социологии культуры Мария Кучерявая и Анастасия Лукина, а также Вера Мальцева — директор Центра развития навыков и профессионального образования. Модератором выступил Максим Никитин — куратор международных проектов и продвижения Института образования.


Дискуссия началась с проблематизации феномена неравенства. Максим отметил, что в обыденном представлении неравенство воспринимается как простая вещь: люди не равны, у кого-то ресурсов и благ больше, однако всё не так очевидно. Он привел слова Жака Рансьера, для которого парадокс равенства выражен в том, что общество на протяжении веков крайне успешно институционализирует неравенство, в связи с невозможностью институционализации равенства. С этой отправной точки началась дискуссия.


Анастасия Лукина подвела к проблеме выбора университета и показала роль стартовых условий в этом процессе. Дети из семей с низким социальным статусом хуже представляют, что из себя представляет высшее образование и какие плоды оно может приносить — как на рынке труда, так и в отношении человеческого капитала. Особое внимание получила идея «парадокса притязаний»: у менее привилегированных школьников может не быть адекватного представления о том, какое образование нужно для работы по определенной специальности, что ведет к неэффективному выбору вуза и факультета. Еще одной важной проблемой является низкая информированность: студенты с низким статусом меньше знают о дополнительных возможностях, связанных с получением высшего образования: стипендиях, грантах, олимпиадах и другом.


Отдельно Анастасия проиллюстрировала кейс студентов первого поколения — тех, кто первыми в семье получает высшее образование. Как показывают исследования, такие студенты испытывают значительные трудности с адаптацией к вузовской среде. Им сложно расставлять приоритеты и распределять время. При этом они стараются вести себя более самостоятельно и отстраненно, из-за чего не общаются с одногруппниками и вузов. В абсолюте это может приводить к досрочному завершению учебы.


Вера Мальцева на примере исследований показала, как разнятся карьерные траектории у студентов с разным социально-экономическим статусом. В нынешней фактуре бытия прослеживается два тренда: более востребованными становятся альтернативы высшему образованию — например, СПО — и перестраиваются образовательные потоки. Сейчас в старшие классы идут не все, а их выпускники поступают в университеты гораздо чаще. Выбор в пользу вузов становится социальной привилегией. Красной нитью прослеживается влияние семейного бэкграунда на карьерную траекторию: люди с высоким социально-экономическим статусом имеют на 46% большую вероятность работать на нерутинной работе, чем выпускники с низким статусом. 


Мария Кучерявая завершила дискуссию, придав теоретический контур тезисам коллег: она показала, почему важно принимать во внимание культурные факторы в контексте неравенства, как срабатывают механизмы признания и достоинства при выборе образовательных маршрутов.


Мы благодарим библиотеку имени Н.А. Некрасова за гостеприимство и помощь в организации встречи.