Academicus Modus - генератор новых идей
На выезде участвовали победители и лауреаты НИРСа по разным дисциплинам. Все участники были поделены на команды по 3-5 человек. Важным условием была гетерогенность группы по представленным дисциплинам. Так в одну команду со мной, социологом, попали историк, искусствовед, политолог и востоковед. За два дня нам нужно было придумать междисциплинарное исследование, встраивающееся в дискуссию о влиянии Интернета на общество.
Создание исследовательского проекта было важной, но не единственной активностью на выезде. В рамках первого дня выездного семинара своим опытом работы над междисциплинарными проектами поделился профессор Фуад Тагиевич Алескеров. На второй день мы с Вадимом Воскресенским строили наукометрические карты с использованием баз данных научного цитирования – Scopus и Web of Science. Такие карты позволяют анализировать и визуализировать публикации в любой научной области. Это очень полезно для первичного знакомства с темой, выстраивания обоснованной структуры литературного обзора, а также для анализа развития научной дискуссии вокруг исследовательского вопроса. Также Сауле Бекова – сотрудник Центра социологии высшего образования – рассказала об основных техниках презентации результатов научного исследования. Голечкова Татьяна Юрьевна, доцент департамента иностранных языков, показала, как создать 'killing abstract' и не облажаться перед редакторами топового зарубежного научного журнала при подаче публикации.
Кроме того, в создании исследовательских проектов нам помогали кураторы. Куратором команд, занимавшихся проблематикой Интернета, была Полина Колозариди – научный сотрудник Института образования. В течение двух дней она внимательно слушала наши обсуждения, помогала формулировать вопросы и активировать междисциплинарность нашего проекта.
Между общением с куратором и участием в мастер-классах мы работали над нашим проектом. Фокусом нашего группового проекта стало нечестное поведение слушателей онлайн-курсом. Наша команда обсуждала возможные механизмы, запускающие peers’ pressure в онлайн-обучении (например, порицание); обстоятельства, при которых нечестность переносится в онлайн, а в каких наблюдается рассогласованность с офлайн опытом; роль телесности в нечестности (обмануть онлайн-платформу проще, чем преподавателя?); культурные и исторические предикторы нечестности. Часто нам казалось, что мы наткнулись на что-то интересное, активно обсуждали это, но потом разочаровывались в идее и в себе. Эти два дня стали для нас emotional roller coaster.
К счастью, нам все же удалось найти интересный ракурс. И в последний день выезда мы и еще 12 других команд представили пятиминутные презентации наших проектов. Наш проект "Надзирать или доверять: нечестное поведение в онлайн-среде" вошел в число лидеров. Ожидается, что участники выезда Academicus Modus смогут доработать свои проекты в течение месяца и подать конкурсную заявку на финансирование в апреле 2018 (организаторы обещают 300 т.р. победителям).
Я высоко оцениваю полезность данного мероприятия. Мне кажется, что я встроилась в какую-то гетерогенную сеть, объединяющую очень амбициозных и талантливых людей. Кроме того, эти два дня были подчинены задаче генерации идей, что в моей учебной и трудовой деятельности часто вытесняется задачами рутинными и нетворческими.