Роль преподавателей в борьбе с академическим мошенничеством студентов

Академическое мошенничество — списывание на экзаменах, плагиат, подлог в письменных работах — это "elephant in the room" в российском высшем образовании. С одной стороны, все догадываются о масштабности этого феномена, с другой — на уровне вузов и академических сообществ делается слишком мало систематических попыток ему противостоять. Нечестное поведение студентов во время обучения снижает качество их подготовки, что, в конечном счете, снижает производительность труда и повышает вероятность нечестности на рабочем месте. В данной ситуации актуальной задачей становится изучение факторов, которые позволят уменьшить масштабы академического мошенничества.

6 марта руководитель центра Чириков Игорь и младший научный сотрудник Шмелева Евгения представили результаты исследования о роли преподавателей в борьбе с академическим мошенничеством на семинаре Центра институционального анализа науки и образования в Европейском Университете в Санкт-Петербурге.

Цель исследования состояла в том, чтобы выяснить, в какой степени строгость преподавателей по отношению к списыванию студентов влияет на отношение студентов к данному типу академического мошенничества.

Уникальные данные исследовательского проекта SUPERtest, реализуемого совместно со Стэнфордским университетом, позволили ответить на три вопроса:

1. Становится ли отношение студентов к списыванию более терпимым в процессе обучения в вузе?

2. Как преподаватели российских вузов действуют, когда сталкиваются со списыванием на экзаменах?

3. Способны ли более строгие наказания за списывание стимулировать более честное отношение к обучению у студентов?