Высшее домашнее

Какая разница между онлайн и офлайн-обучением для студентов-«технарей»

Высшее домашнее

ISTOCK

Пандемия COIVD-19 вынудила вузы переходить на форматы дистанционного обучения, что скорее всего ускорит развитие высшего онлайн-образования. Ученые ВШЭ совместно с американскими коллегами на примере технических дисциплин показали, что онлайн-подготовка студентов вузов может быть настолько же эффективной, как и офлайн.

Эксперимент в режиме реального обучения

Ученые провели эксперимент с участием 325 студентов-второкурсников из трех российских вузов, обучающихся по направлениям «машиностроение» и «строительство». Студентов случайным образом разделили на три группы: одна училась полностью в офлайне, вторая перешла на смешанный формат — посещали семинары очно, а лекции слушали в онлайне, третья весь курс освоила дистанционно. По завершению курсов все студенты сдали итоговые экзамены.

В ходе исследования использовалась национальная платформа «Открытое образование». Это некоммерческий проект, созданный в 2015 году на базе восьми ведущих вузов России при государственной поддержке. Платформа дает возможность всем желающим проходить полноформатные университетские курсы в режиме онллайн. Эксперимент проводился в 2017-2018 учебных годах. Результаты почти одинаковые.

Ученые сравнили результаты обучения групп по трем параметрам: уровень освоения дисциплины в ходе прохождения курса, оценки за письменный экзамен, а также удовлетворенность обучением. Выяснилось, что уровень освоения дисциплины не различается во всех трех группах. Более того, средний балл за промежуточные задания онлайн-студентов был немного выше.

Но удовлетворенность учебой у онлайн-группы, наоборот, несколько ниже по сравнению с остальными. Офлайн и смешанная группы по уровню удовлетворенности показали одинаковые результаты, как и по уровню освоения дисциплин. Но в целом, все обнаруженные различия между результатами групп не существенны, отмечают ученые. Это демонстрирует то, что онлайн-формат может быть альтернативой традиционному.

«Качественные онлайн-курсы больше не могут считаться второсортным способом обучения. Они формируют у студентов компетенции ничуть не хуже, чем очные занятия», — считает руководитель исследования, старший научный сотрудник Калифорнийского университета Беркли и ассоциированный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Игорь Чириков.

Дорогое знание

Переход на онлайн-форматы обучения может стать также ключом к решению ожидаемой проблемы дефицита преподавательских кадров в области STEM (Science, Technology, Engineering and Maths, т.е. естественные и формальные науки а также их прикладные ответвления). Более 40% преподавателей инженерных специальностей в российских вузах сегодня старше 60 лет, отмечают исследователи. Дефицит можно восполнить, если хотя бы лекционную часть заменить онлайн-курсами. 

Недостаток профессионалов в сфере STEM тормозит рост и инновации в глобальной экономике знаний. Вузы сталкиваются с необходимостью ограничивать расходы на привлечение кадров, поскольку дорого обходится реализация самих учебных программ. «Крупнейшие глобальные доноры выпускников STEM-программ — Китай, Индия, Россия и США, находятся в активном поиске стратегических альтернатив по увеличению эффективности затрат на STEM-образование», — пишут в своей статье исследователи.

Авторы посчитали, что при почти равных результатах смешанная форма обучения может снизить стоимость подготовки одного студента на 15,4% на специальности «Технология конструкционных материалов» и на 19,2% для «Инженерной механики». В случае полного перехода на удаленный формат затраты могут снизиться на 80,9% и 79,1% соответственно. В результате перераспределение тех средств, которые тратятся на эти специальности, привело бы к тому, что вуз смог бы принять на 18,2% больше студентов, изучающих инженерную механику, и на 15% больше тех, кто станет технологом строительных материалов. 

В онлайн важно инвестировать

Скорее всего переход к онлайн-формату обучения в высшем образовании будет ускорен. Текущая ситуация, вызванная пандемией Covid-19, фактически стала вынужденным живым экспериментом по этому переходу. 

«Мы видим, что гораздо быстрее в этой ситуации адаптировались вузы, которые лучше продвинулись в создании и использовании онлайн-курсов», — говорит Чириков. А национальная платформа с онлайн-курсами ведущих университетов, по их мнению, дало России большое преимущество для быстрого перевода вузов в онлайн.

«Сейчас особенно важно инвестировать в создание продвинутых онлайн-платформ, интерактивного онлайн-контента и развитие новых методик преподавания, — говорит Игорь Чириков. — Это позволит расширить доступ к качественному образованию без существенных дополнительных затрат и обеспечить гибкость траекторий студентов. Кроме того, это поможет подготовиться к разным непредвиденным ситуациям, таким как эпидемия коронавируса, которая поразила весь мир».
IQ

 

Авторы исследования:

Игорь Чириков, старший научный сотрудник Калифорнийского университета Беркли, ассоциированный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ
Татьяна Семенова, научный сотрудник Института образования Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ
Наталья Малошонок, директор Центра Института образования Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ
Эрик Беттингер, Стэнфордский университет, США
Рене Кизильчич, Корнеллский университет, США