Совместные внутренние семинары Центра социологии высшего образования и Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов»

По четвергам в Институте Образования проходят объединенные семинары Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» и Центра социологии высшего образования (ЦСВО). На семинарах исследователи презентуют драфты своих академических работ, для того, чтобы получить обратную связь от своих коллег.

Один из недавних семинаров был посвящен обсуждению выпускной квалификационной работы (ВКР) Тарасовой Елены, стажера-исследователя ЦСВО, на тему «Работает ли “Социальный лифт”? Исследование академической успешности студентов программы позитивной дискриминации НИУ ВШЭ». Актуальность исследования заключается в отсутствии данных о результативности программ позитивной дискриминации для адресной поддержки студентов из семей с низким социально-экономическим статусом в России. В ходе работы Елена планирует описать теоретико-методологические основания изучения позитивной дискриминации в образовании и эффекты применения мер финансовой поддержки абитуриентов из семей с низким социально-экономическим статусом, зафиксированные в существующих исследованиях, а также оценить эффективность программы «Социальный лифт» в отношении успеваемости студентов, зачисленных на этих основаниях. На семинаре активно обсуждался выбор метода анализа данных, релевантного для данного исследования, а также возможные варианты оценки успеваемости студентов. 

 

Еще один семинар также был посвящен ВКР еще одного стажера-исследователя ЦСВО, Маюковой Екатерины. Тема ее ВКР не была столь четко определена на момент семинара, поэтому коллеги помогли Екатерине сузить исследовательскую проблему, а также посоветовали релевантную литературу. Обратная связь коллег помогла выступающей в дальнейшем написании ВКР, и теперь тема исследования звучит как «Опыт интеграции в университет студентов с высокими академическими результатами при входе». Академическая успеваемость в школе становится одним из ключевых предикторов успешного образования в университете. При этом, некоторая часть студентов, которые лучше всего должны быть подготовлены к обучению в университете – а именно, студенты, поступившие по олимпиадам, имеют более высокие показатели отсева и более низкую успеваемость на некоторых факультетах чем студенты, поступившие по ЕГЭ. Согласно теоретической рамке Винсента Тинто, низкая успеваемость и высокий отсев являются показателями слабой интеграции в университет. В ходе исследования планируется выяснить, влияет ли предыдущий опыт обучения на интеграцию студента в университет.