Совместные внутренние семинары Центра социологии высшего образования и Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов»

По четвергам в Институте Образования проходят объединенные семинары Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» и Центра социологии высшего образования (ЦСВО). На семинарах исследователи презентуют драфты своих академических работ, для того, чтобы получить обратную связь от своих коллег.

Совместные внутренние семинары Центра социологии высшего образования и Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов»

Один из недавних семинаров был посвящен обсуждению выпускной квалификационной работы (ВКР) Тарасовой Елены, стажера-исследователя ЦСВО, на тему «Работает ли “Социальный лифт”? Исследование академической успешности студентов программы позитивной дискриминации НИУ ВШЭ». Актуальность исследования заключается в отсутствии данных о результативности программ позитивной дискриминации для адресной поддержки студентов из семей с низким социально-экономическим статусом в России. В ходе работы Елена планирует описать теоретико-методологические основания изучения позитивной дискриминации в образовании и эффекты применения мер финансовой поддержки абитуриентов из семей с низким социально-экономическим статусом, зафиксированные в существующих исследованиях, а также оценить эффективность программы «Социальный лифт» в отношении успеваемости студентов, зачисленных на этих основаниях. На семинаре активно обсуждался выбор метода анализа данных, релевантного для данного исследования, а также возможные варианты оценки успеваемости студентов. 

 

Еще один семинар также был посвящен ВКР еще одного стажера-исследователя ЦСВО, Маюковой Екатерины. Тема ее ВКР не была столь четко определена на момент семинара, поэтому коллеги помогли Екатерине сузить исследовательскую проблему, а также посоветовали релевантную литературу. Обратная связь коллег помогла выступающей в дальнейшем написании ВКР, и теперь тема исследования звучит как «Опыт интеграции в университет студентов с высокими академическими результатами при входе». Академическая успеваемость в школе становится одним из ключевых предикторов успешного образования в университете. При этом, некоторая часть студентов, которые лучше всего должны быть подготовлены к обучению в университете – а именно, студенты, поступившие по олимпиадам, имеют более высокие показатели отсева и более низкую успеваемость на некоторых факультетах чем студенты, поступившие по ЕГЭ. Согласно теоретической рамке Винсента Тинто, низкая успеваемость и высокий отсев являются показателями слабой интеграции в университет. В ходе исследования планируется выяснить, влияет ли предыдущий опыт обучения на интеграцию студента в университет.