Использование оценки факторов региональной депривации в части эрозии регионального рынка труда и человеческого капитала для оптимизации стратегий среднесрочного развития сферы образования
По различным мониторинговым и экспертным оценкам одной из основных проблем современного территориального развития является проблема эрозии регионального рынка труда и человеческого капитала, вызванная оттоком выпускников (чаще всего, наиболее успешных) школ в другие регионы для продолжения получения образования и последующего трудоустройства. Эрозия регионального рынка труда и человеческого капитала формирует и углубляет зоны территориальной депривации.
Образование является одним из ведущих факторов, влияющих на региональную депривацию и социально-экономическую конкурентоспособность территории. Вместе с тем, образовательные факторы не являются определяющими для остроты проблемы утечки молодых кадров после окончания школы. Влияние образования проявляется контекстно в сочетании с комплексом внешних факторов.
Проведенное предпроектное исследование заключается в поиске и систематизации связей между образовательными контекстами и внешними факторами, выявлении типичных и уникальных территориальных связей, влияющих на последующие необходимые межотраслевые управленческие решения с целью коррекции ситуации и снижения риска образовательной и социально-экономической депривации территорий.
В ходе работы разработан инструментарий исследования и проведена его апробация. Инструментарий выстроен на основе статистических и социологических методов исследования, анализа кейсов, экспертных оценок:
- Выборочное социологическое обследование школ и организаций высшего образования с целью выявления факторов, определяющих управленческие стратегии развития организаций
- Анализ статистических данных регионов с целью систематизации и кластеризации территорий по сочетанию внешних и образовательных контекстов, влияющих на депривацию
- Исследование территориальных кейсов и их экспертный анализ
Продуктом, предназначенным для использования субъектами Российской Федерации, стали рекомендации по оценке факторов региональной депривации и формированию региональных стратегий развития образования.
По результатам предпроектного исследования разработаны:
В части развития научной методологии:
- Научные подходы к выявлению, обоснованию, расчету, сопоставлению и анализу показателей (образовательных и контекстных), которые характеризуют факторы, влияющие на региональную депривацию в части эрозии регионального рынка труда и человеческого капитала
- Подходы к территориальной кластеризации на базе выявленных факторов в формате обоснования методологии и методики, апробированных на основе собранных данных в рамках проекта
В части прикладного задела:
- Методика оценки факторов, влияющих на региональную депривацию в части эрозии регионального рынка труда и человеческого капитала, включающая, в том числе, методику проведения социологического исследования, анализа статистических данных и данных социологического исследования
В части практических управленческих инструментов:
- Апробированный инструментарий построения регионального прогноза развития рынка труда и человеческого капитала, включающий верифицированный инструментарий проведения социологического исследования, инструментарий проведения статистического анализа и анализа кейсов, базу статистических данных по результатам мониторинга на базе трех регионов, на основе результатов мониторинга развития региональной системы общего образования
На основе проделанной работы проведен проблемный экспертный межрегиональный семинар «Проблемы оттока выпускников школ за пределы регионов проживания и стратегии их решения» с представителями регионов-участников и приглашенными экспертами, которые поделились своим видением постановки вопроса, выбранной методологии исследования и сформированных в результате анализа выводах.
Материалы проекта:
Анкета для сбора данных о вузах
Анкета для сбора данных о общеобразовательных организациях
Гайд интервью с представителями органов управления образованием
Программа межрегионального семинара
* Использование материалов без согласования с Центром запрещено.
При цитировании следует писать в примечании "материалы подготовлены Центром общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского в рамках проекта ФРПИ "Использование оценки факторов региональной депривации в части эрозии регионального рынка труда и человеческого капитала для оптимизации стратегий среднесрочного развития сферы образования"
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.