• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование в странах БРИКС: общность в разности

В начале июля в Москве в рамках Гражданского Форума БРИКС 2024 состоялась специальная сессия «Трансформация систем общего образования в странах БРИКС», организованной Центром общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ. Эксперты из Бразилии, Индии, Китая, ЮАР и России обсудили ключевые вызовы и перспективы развития школьного образования. Модератором сессии выступил директор центра Сергей Косарецкий.

 

Представители Бразилии, Китая, Индии и ЮАР в своих докладах обсудили особенностями образовательных систем своих стран. Они затронуты вопросы неравенства в доступе к образованию, языкового и культурного разнообразия, а также вызовы, связанные с технологической революцией и глобализацией. Эксперты отметили необходимость развития инклюзивного образования, формирования у детей навыков кросскультурной коммуникации и ответственности за окружающую среду.

 

Андреа Гувейя, профессор Бразильского Федерального Университета, описала систему образования в Бразилии как централизованную, но с правом штатов и муниципалитетов вносить изменения в определенные аспекты. Она отметила, что несмотря на важность разнообразия и инклюзивного образования, в стране сохраняется неравенство между регионами и социальными группами, а основными вызовами остаются низкий процент школ полного дня, плохие условия труда педагогов и проблемы с доступом к образованию. Профессор Фэнг Чжолинь рассказала, что в Китае каждые 5 лет с 2001 года реализуются образовательные планы-стратегии, а основные вызовы для страны связаны с новой технологической революцией, глобализацией и внутристрановой региональной дифференциацией. Саксена Вандана, профессор Университета Дели, отметила, что образовательная политика Индии фокусируется на связи индивида с обществом, государством и глобальным миром, а также планируется расширить спектр образовательных результатов, включив в него навыки и компетенции. Основными проблемами индийского образования остаются недостаточный охват школьным образованием, языковое и гендерное разнообразие, а также необходимость развития образования для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с использованием ИКТ. Фумзиле Нокутула Ланга, директор по вопросам образования в сельских местностях Национального департамента общего образования директор по вопросам образования в сельских местностях ЮАР, представила доклад о проблемах и проектах по улучшению образования в сельских школах, составляющих более 80% школ страны. ​ Она подчеркнула важность учета языкового и культурного разнообразия, а также необходимость консультирования с местными жителями при разработке образовательных политик. Кейс России был представлен Сергеем Косарецким, который после презентации ключевых фактов и цифр о национальном контексте, рассказал об основных результатах в школьном и дополнительном образовании детей, связанных с обеспечением высоких качества и доступности образования детей, конкурентоспособности школьников в реальном секторе экономики.

 

Среди гостей форума была Джованна Лунарди-Мендес, профессор Университета штата Санта-Катарина и вице-президент Всемирной ассоциации исследователей образования (WERA). Вместе с другими участниками сессии они посетили Институт образования НИУ ВШЭ, встретились с сотрудниками института. Специально для участников сессии была организована экскурсия в одну из московских школ – «Покровский квартал», где зарубежные гости смогли познакомиться с реальным контекстом школы, задать свои вопросы представителям администрации школы и учащимся, а также задать свои вопросы представителям администрации школы и учащимся, а также обсудить процесс обучения и внеурочной деятельности в современной российской школе.

 

​Сессия стала важным этапом для центра, который продолжает готовить доклад об образовании в странах БРИКС, объединяющем экспертов из всех пяти стран-участниц.