Образование в странах БРИКС: общность в разности
В начале июле в Москве в рамках Гражданского Форума БРИКС 2024 состоялась специальная сессия «Трансформация систем общего образования в странах БРИКС», организованной Центром общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ. Эксперты из Бразилии, Индии, Китая, ЮАР и России обсудили ключевые вызовы и перспективы развития школьного образования. Модератором сессии выступил директор центра Сергей Косарецкий.
Круглый стол «Инклюзия в странах БРИКС»
6 августа 2024 г. в рамках в IV Международной научной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия: лабиринты смыслов и горизонты возможностей» состоялся онлайн круглый стол «Инклюзивное образование в странах БРИКС: национальная политика, вызовы и перспективы», который объединил экспертов из Бразилии, Индии и России и продолжил линию центра по изучению образования и международному сотрудничеству с исследователями из стран БРИКС.Профессор Саксена Вандана из Университета Дели представила доклад о тенденциях и политике инклюзивного образования в Индии. Она отметила, что по данным национального исследования 2022 года, доля детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в системе образования выросла на 3,3% по сравнению с 2021 годом. Важными вехами в развитии инклюзивного образования стали Закон о праве детей на бесплатное и обязательное образование (2009) и Национальная политика в области образования (2020), основанная на принципах доступа, справедливости, качества, доступности и подотчетности. Профессор Вандана отметила три основных вызова в реализации инклюзии на национальном уровне: распределение финансирования, ресурсное обеспечение и профессиональная подготовка.Доктор Джованна Лунарди-Мендес, профессор Университета штата Санта-Катарина и вице-президент Всемирной ассоциации исследователей образования (WERA), выступила с докладом об инклюзивном образовании в Бразилии. Она обратила внимание, что, несмотря на высокое социально-экономическое неравенство и неравенство возможностей для уязвимых групп детей, с 2000 года достигнуты значительные успехи в доступе детей с инвалидностью к образованию. На сегодняшний день 94,2% детей с инвалидностью обучаются в общеобразовательных школах. Однако процесс инклюзии осложняется нехваткой ресурсов и недостаточной подготовкой педагогов: более 90% учителей не имеют специальной подготовки для работы в инклюзивных классах.Доктор Вадхва Рашим из Университета Акал (Индия) и Дарья Щеглова из НИУ ВШЭ (Россия) представили доклад об инклюзии в высшем образовании, фокусируясь на студентах первого поколения. Исследование, проведенное в рамках проекта «Зеркальные лаборатории» ВШЭ, анализировало траектории этих студентов в Индии и России. На выборке из 1000 индийских студентов выявлено влияние социального капитала, гендера и кастовой принадлежности на образовательные траектории, а также наличие финансовых, языковых и локальных барьеров. В России, на выборке из 1140 студентов, обнаружено, что студенты первого поколения часто происходят из семей с низким социально-экономическим статусом, имеют постоянную работу, испытывают недостаток цифровых и лидерских навыков.
Аналитике в образовании не хватает ума: больших данных всё больше, но часто управленцы «не умеют их готовить»
Количество детей, которые занимаются в технических кружках, плавно растет в течение нескольких лет — такие данные показал в отчете один из районов. Значит, «верным путем идете, товарищи», — примерно такой вывод делали чиновники. Но если взглянуть на контекст, то окажется, что в это же время в районе закрывались кружки другой направленности, дети просто перетекали, и то не целиком, общая динамика внешкольных занятий — отрицательная. И, по уму, управленческие шаги должны быть совсем другими. Такой пример приводят Сергей Заир-Бек и Татьяна Мерцалова из Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, когда разбирают типичные проблемы работы управленцев с большими данными.
Лифт для школы: как устроен проект поддержки школа, работающих в сложных социальных условиях
Университеты часто сотрудничают со школами. Обычно это партнерство свысокорейтинговыми гимназиями и лицеями, поддержка мотивированных детей. Для этого создаются предуниверсарии, школы при университетах, учеба в которых направлена на подготовку абитуриентов. Упор делают на интеграцию форм и методов высшего образования в школьное, к работе со школьниками подключаются университетские преподаватели, старшеклассники принимают участие в конкурсах и олимпиадах, организованных университетом. Такая система работы со школами уже много лет ведется в Вышке под руководством проректора Вадима Башева. Но как же другие школы? Ведь важно работать и с менее мотивированными школьниками, которые, возможно, и не подозревают о своем потенциале.
Трудный ребенок в школе: как совместить его права с интересами других учеников
Проблемными детьми не рождаются, ими становятся. Необходимо разобраться в причинах девиантного поведения некоторых подростков и понять, какими должны быть профилактические меры, поскольку карательные санкции не помогут. Об этом эксперты говорили в ходе заседания прошедшего в Вышке круглого стола «Реализация права на образование для обучающихся, имеющих проблемы с дисциплиной, и других участников школьного сообщества: правовые и организационные проблемы».
Формирование экологической грамотности – региональные практики
29 сентября в Благовещенске совместно с Региональным модельным центром Амурской области состоялся очередной семинар по вопросам формирования экологической грамотности и экологически-ответственного поведения у школьников.
Дело рук самих утопающих
Внешкольное образование по всему миру переживает похожие проблемы: из-за пандемии у государства «не дошли руки» ни до поддержки, ни до организации учебы в дистанте. Это происходит и в Америке, и в Европе, и в Африке. Правительства спасают школу. Дополнительному образованию внимания и ресурсов практически не достается. Тем более, в отличие от России, это почти целиком коммерческий сектор. Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Иван Иванов сравнил, как похожие проблемы решают во многих странах.
«Либералы» лучше «менторов»
Дети, учебу которых активно контролируют родители, посещают больше кружков и секций, чем их ровесники, но по мере взросления чаще других бросают эти дополнительные занятия. Тактика жесткого контроля, таким образом, оказывается неэффективной для того, чтобы ребенок получил качественные «дополнительные» знания и навыки – несмотря на то, что он потратит на это максимум времени.
Пилот в Хангаласском улусе
Запущен уникальный проект по улучшению муниципальной системы общего образования: повышение качества школьной системы в отдельно взятом муниципальном районе Якутии – Хангаласском улусе.
В Ярославской области состоялась встреча региональных координаторов нового проекта Центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ
Специалисты из разных регионов России встретились для решения проблем образовательного неравенства и повышения качества образовательных результатов школ, а также приняли участие в третьей межрегиональной Летней школе для педагогов «Эффективный урок – успешный ученик, успешный учитель, эффективная школа».