ВШЭ презентовала первые результаты экспедиции в Нижний Новгород по изучению опыта школ во время пандемии
С 26 по 30 апреля исследователи из Лаборатории инноваций в образовании, Центра общего и дополнительного образования и Нижегородского кампуса Вышки провели 41 интервью с директорами и учителями школ Нижнего Новгорода, чтобы изучить стратегии по преодолению негативных последствий, а также оценить цифровую трансформацию школ в контексте пандемии.
В своем выступлении Директор Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Сергей Косарецкий отметил важность подобных исследований для текущего образовательного процесса.
Мы видим какие меры предпринимаются для того, чтобы справиться с этими вызовами, но понимаем, что проблемы решались и будут решаться прежде всего на местном уровне: в школах, классах, городах. Поэтому важно понять, чем отличались школы не только в части имевшихся ресурсов, но и в своих возможностях для оперативной и эффективной реакции, управленческих действий, в том, каковы уроки, которые важно извлечь из пандемии для школ, учителей и управленцев местного уровня. Это урок не только для будущего, но и для текущего образовательного процесса: для практик преподавания, взаимоотношения с семьями учащихся, сотрудничества школ с местными сообществами.
Он также добавил, что анализ ситуации пандемии и выхода из карантинных мер, а также перестройки образовательного процесса сегодня является очень важным не только с исследовательской точки зрения, но и для перспектив развития образования и подготовки рекомендаций для укрепления потенциала школ и системы образования территориального уровня.
Заведующая Лабораторией инноваций в образовании Диана Королева назвала ситуацию с пандемией уникальной для изучения.
Мы в Лаборатории инноваций в образовании рассматриваем ситуацию с пандемией и дистанционный формат обучения как некую шоковую инновацию, которую пришлось пройти всем участникам образовательной системы, вне зависимости от их готовности и скорости принятия инноваций, что соответствует классическим теориям инноваций. Это уникальная история с точки зрения науки и процесса. Сейчас активно обсуждается, что возможны повторения ситуаций и такие инноваций не медленно и плавно будут приживаться, а будут обладать взрывным характером внедрения.
Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией
В рамках исследования школам в качестве первичных результатов были названы разработка специальных методик для дистанционного и гибридного обучения, развитие цифровых навыков учителей, а также формирование организационной культуры внутри школы, стимулирующей активную самостоятельность учителей.
Участница экспедиции, студентка 1 курса экономического факультета кампуса ВШЭ в Нижнем Новгороде Галина Писарева считает, что экспедиция позволила и школам узнать про лучшие практики и выработать наиболее эффективные для них стратегии развития.
Это позволит школам встречать такие ситуации, как пандемия, в полной «боевой» готовности. Также в ходе исследования, пока мы брали интервью представители школ подробно проговаривали свой опыт и иногда могли даже пересмотреть и проанализировать свои действия.
Писарева Галина Алексеевна
Студентка 1 курса ВШЭ
Директор лицея №180 Оксана Смолина, которая участвовала в исследовании, отметила, что подобные исследования помогут оценить школам свои возможности.
Поскольку все по-разному пережили это время, мы, глядя на себя, оцениваем свою работу изнутри. А теперь хотелось бы посмотреть, на каком уровне мы находимся, отвечаем ли мы всем требованиям, какие работы нам необходимо провести еще.
![](/f/src/global/i/head1.png)
Оксана Смолина
Директор лицея №180
Стоит отметить, что данная исследовательская работа проводилась в рамках одной из первых экспедиций Высшей школы экономики в период пандемии.
Как сообщила руководитель экспедиции Анастасия Андреева, сегодня были презентованы первичные результаты, а работа по изучению опыта российских школ в период пандемии будет продолжена. В заключение экспедиции организаторы выразили благодарность Министерству образования Департаменту образования Нижегородской области, Нижегородскому институту развития образования, руководству школ и кампусу Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде.
Подготовлено в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 20-311-90082.
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Руководитель Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского