На мастер-классе Академии Просвещения сотрудники Лаборатории рассказали о том, как директорам российских школ и EdTech стартапам поймать попутный ветер

Анастасия Андреева, Никита Котик и Кавсарат Акаева поделились результатами грантового проекта РНФ № 19-78-10127 и последних исследований Лаборатории, которые помогут школам включить в свой арсенал новые цифровые инструменты. В летней школе приняли участие более 90 директоров школ из разных регионов РФ. Исследование посвящено подводным камням, на которые может “напороться” школьный корабль на пути цифровизации.

На мастер-классе Академии Просвещения сотрудники Лаборатории рассказали о том, как директорам российских школ и EdTech стартапам поймать попутный ветер

Школа и поставщики цифровых технологий на разных парусах 

Edtech - это цифровые образовательные платформы - новые посредники между учащимися, и всеми остальными участниками образовательного процесса. Мировая и российская практики показывают, что Edtech инструменты, которые правильно внедряются в школьную среду позитивно влияют на академические результаты и дают много новых возможностей для образовательного процесса. Внедрение Edteh инструментов в образовательный процесс выгодно не только для школ, но и для поставщиков технологий, для них это большой новый рынок. Например, в США известная онлайн-платформа для изучения иностранных языков -  Duolingo вышла на школьный уровень, создав отдельную платформу Duolingo for schools. Таким образом, они расширили свой рынок продаж и поменяли формат обучения в школах, где пользуются их платформой.

Сегодня, школы и разработчики цифровых технологий говорят на разных языках - в образовательной среде полагают, что успешное взаимодействие невозможно из-за различных факторов, например из-за отсутствия финансовой поддержки или технического оснащения школы, из-за низкой цифровой грамотности коллектива или нежелания коллектива учителей использовать такие технологии в учебном процессе. Поставщики цифровых технологий в свою очередь видят барьеры для выхода на школьный рынок только в факторах, которые школа не может контролировать: в основном это барьеры законодательства и бюрократизм системы образования, однако, поставщики цифровых технологий “упускают из вида” внутренние проблемы школы. По результатам нашего исследования, шансы на включение Edtech инструментов в образовательный процесс возрастают, если уделяется внимание совместимости технологии с учебным планом, информационной поддержке от компании поставщика и материальному вознаграждению учителей.

Для достижения желаемой цели школам и поставщикам цифровых технологий надо больше взаимодействовать и искать точки соприкосновения. Например, цифровым компаниям стоит чаще предлагать и показывать свои проекты школам, усилить информационную поддержку пользователей, а школе - обращать больше внимания на такие Edtech инструменты, повышать цифровую грамотность коллектива.  Еще одним решением проблемы является активное вовлечение потребителей цифровых технологий в процесс их разработки - со-творчество ( от англ., -  co-creation). Участие в создании продуктов EdTech дает учителям возможность влиять на то, как и какие продукты для обучения будут развиваться. Учителя в свою очередь получают новый опыт в работе с технологиями, разработке продуктов и сотрудничестве с компаниями. Для поставщиков цифровых технологий учителя в команде разработчиков - это ценный ресурс инсайтов о  потребностях и ожиданиях, связанных с  учебными продуктами, используемыми в классах. 


Коллектив школы может стать “подводным камнем” цифровизации, если не учитывать его установок


Исследователи ЛИвО рассказали о том, что программы по включению цифровых технологий в практику школы не всегда заканчиваются успехом, потому что технологические установки коллектива школы недостаточно отражаются в действиях управленцев. В рамках одного коллектива могут быть люди с разными установками по отношению к технологиям, например, учителя быстро принимающие новые технологии -“исследователи” и “избегающие” - люди, негативно относящиеся к новым технологиям. Такой разброс в установках хоть и неизбежен, но не критичен, ведь из любого положения есть выход. 

Технологическая готовность – это характеристика индивидуального уровня, которая отражает склонность индивидов использовать новые технологии. Эта склонность формируется из взаимодействия позитивных и негативных установок относительно технологий. Результаты исследования показывают, что сотрудники с разными профилями установок (от негативных до позитивных) представлены в школах в разных пропорциях.

Получается, что руководителям нужно так организовать процесс внедрения цифровых образовательных платформ, чтобы люди с разным уровнем технологической готовности могли эффективно включаться в работу в условиях цифровой среды.

Задача директора - создать условия для людей с разными установками: организовывать информационную поддержку для педагогов с низкой цифровой грамотностью и давать поле для работы учителей готовых пробовать новые цифровые технологии в образовательном процессе. Сотрудники с высокой технологической готовностью (исследователи) являются ценным ресурсом для школы. Создание сетей обмена опытом и лучшими практиками вокруг этой группы учителей поможет использовать их потенциал, а также будет способствовать развитию уверенности у менее техно-оптимистичных групп сотрудников. При этом наше исследование показывает, что учителя с высокой технологической готовностью встречаются во всех предметных областях. В связи с этим, продвижение “цифровой” повестки на собраниях методических объединений может стимулировать поиск важных с педагогической точки зрения технологических решений, а также способствовать освоению и внедрению этих решений учителями с разными установками. Такая практика может разгрузить учителей информатики зачастую обладающих высокой технологической готовностью и выступающих в роли цифровых консультантов для “избегающих” технологии сотрудников и распределить нагрузку внутри коллектива. Помимо крайних противоположностей спектр установок технологической готовности учителей представлен также группами “новаторов”, “нерешительных” и “скептиков”. Первые две группы можно склонить в сторону использования новых технологий за счет снятия страхов, предоставления дополнительных инструкций и гарантий, а также повышая инициативность администрации в поиске новых технологических решений. Для “скептиков” же актуальна работа не только по снятию негатива, но и по объяснению ценности и преимуществ использования цифры. Зная профиль установок сотрудников директор может выстраивать более индивидуализированные стратегии цифровизации.

 

 

 

Если вы хотите провести диагностику технологической готовности коллектива в своей школе или в регионе, а также получить индивидуальные рекомендации экспертов на основе полученных результатов, свяжитесь с нами по почте: innovations_edu@hse.ru