• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Акселерацию в летней школе Конкурса инноваций в образовании прошли 24 проекта

Акселерацию в летней школе Конкурса инноваций в образовании прошли 24 проекта

Всего на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), организованный Институтом образования ВШЭ и Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив, в 2021 году поступило 518 заявок. 16 июля состоялся demo-day для выпускников летней школы-акселератора в рамках конкурса. Финалисты КИвО будут объявлены в сентябре, мероприятия финала состоятся офлайн в октябре в Москве. Главный приз — образовательный грант. 

По тематике традиционно лидируют формулировки, связанные со школой, в том числе это инициативы учителей по повышению мотивации учащихся, по проектным подходам в образовании, развитию педагогов. Например, это проекты «Школьная Криптовалюта» (Москва), «Химичим дома вместе» (Курск), «Почувствуй себя учителем» (Санкт-Петербург), «Образовательные подкасты» (Новосибирск), «Виртуальный педагогический агент» (Москва), «Вектор возможностей педагога» (Ульяновск), «Учительский уикенд» (Иваново / Кемерово).

Тему популяризации науки поднимает проект «Краудфандинг для ученых» (Санкт-Петербург), с профессиями будущего работает онлайн-школа беспилотной авиации UAVProf (Калининград). Инклюзивную тему развивает сервис по адаптации образовательных веб-ресурсов для незрячих и слабовидящих людей WM Products. На социальные вызовы отвечает «Открытая школа современных отцов» (Междуреченск) и программа обучения пожилых людей медиаграмотности силами школьников «Научи б@бушку!» (NB) (Иваново).

Диана Королева, директор Конкурса инновации в образовании, заведующая Лабораторией инноваций в образовании Инобра НИУ ВШЭ

Диана Королева, директор Конкурса инновации в образовании, заведующая Лабораторией инноваций в образовании Инобра НИУ ВШЭ

В этом году мы предложили авторам проектов в ходе стратегической сессии в начале школы составить собственный образовательный маршрут. Так что в течение трех недель 24 проекта двигались каждый по собственной дорожной карте, составленной на старте: слушали лекции и мастер-классы, выполняли задания, проводили касдевы (custdev  customer development  прим. ред.), общались на мастермайндах (группах взаимного совершенствования  прим. ред.) и random coffеe друг с другом и экспертами в сфере бизнеса и образования.

Участниками летней школы стали инноваторы из 11 регионов России, от Калининграда до Находки, а также из Казахстана, где в этом году впервые проводился отдельный трек. Восьмилетний опыт проведения КИвО показывает, что процесс создания инноваций втягивает новых и новых акторов.  Пандемия безусловно подстегнула инновационное движение — в этом году на КИвО подано много проектов, которые были созданы именно в последние 12 месяцев. Анализ инноваций показывает, с какими актуальными темами они работают. Это и сервисы для решения проблем, вызванных пандемией, — психологическое благополучие (well-being), помощь семьям в плену дистанционного обучения, адаптация сервисов онлайн-обучения для слабовидящих; инструменты повышения престижа педагогической профессии и развивающие события для профессионального роста; решения  базирующиеся на современных цифровых трендах — блокчейн, VR, AR, боты, AI.

«Школьная Криптовалюта» — это мини-приложение и чат-бот во Вконтакте, через которые любой школьник России может конвертировать свои оценки в криптовалюту — умникоины и купить в специальном интернет-магазине товары, которые предоставляют партнеры. Ядро аудитории проекта составляют участники сообщества «Школьное Пространство» в ВК (более 20 тыс. человек).

Smart grades — это проект из Нур-Султана (Казахстан). В мобильном приложении на блокчейне дети «зарабатывают» карманные деньги за оценки в школе, на тренировках, у репетитора и по домашним делам. Благодаря системе «Умных оценок», которая конвертирует полученные оценки в деньги, ребенок может сам влиять на размер полученных вознаграждений. Проект, в отличие от всех конкурентов, исключает человеческий фактор (мама забыла, папа не в настроении и так далее) во взаимодействии с ребенком, говорят создатели проекта.

Мобильное приложение IZIDZ нацелено на то, чтобы помочь школьникам самостоятельно разобраться с непонятной «домашкой». В нем представлены короткие ролики — объяснения упражнений из самых популярных российских учебников по математике и русскому языку для 5–8 классов. В отличие от сайтов типа ГДЗ (готовых домашних заданий), ребенок получает грамотные объяснения, а не готовое решение для списывания. Приложение уже доступно в AppStore и Google Play в тестовом режиме.

Никита Михель, проект IZIDZ, Севастополь

Школа дала новый взгляд на проект. Мы поняли, как позиционировать и представлять себя экспертам и компаниям, которые могут быть потенциальными партнерами.

Научные кружки Sciencely — это гибридные занятия по биологии, медицине, химии, географии и физики для детей 8–16 лет. Основные форматы — это лекции и эксперименты в прямом эфире в Zoom + коробка с оборудованием с доставкой на дом. Циклы занятий разрабатывают молодые специалисты и популяризаторы науки: практикующие медики, биологи, физики, ведут занятия с ребятами магистранты и аспиранты лучших вузов.

Идея «Образовательных подкастов» из Новосибирска состоит в том, чтобы адаптировать всем известный формат подкаста для общения в школьном сообществе учителей и родителей с целью разрушить «стену непонимания». Гости подкаста — специалисты из разных областей: школьной и дошкольной педагогики, психологии, логопедии, образования. Кроме того, большая часть экспертов — это родители, поэтому разговор часто ведется и через призму личного родительского опыта.

«Вектор Возможностей» — онбординговое (периода первого знакомства) сообщество для педагогов. Его организовали молодые преподаватели Ульяновска для своих коллег — начинающих учителей и студентов педспециальностей средних учебных заведений и вузов. Задачи сообщества — помогать профессиональному старту, обмену опытом, делиться кейсами профессиональных проблем. В рамках проекта создана база знаний, проводятся тренинги, акции, фестивали и конкурсы.

Ольга Мартыненко, Общественная педагогическая лаборатория «Вектор возможностей педагога», Ульяновск

Говорят, что инновации в образовании запускаются «бандами» — абсолютно сумасшедшими педагогами, чувствующими необходимость изменений. Было очень приятно познакомиться с 24 такими бандами. Спасибо замечательному конкурсу, который собрал нас вместе, и всей команде, работающей с нами.

«Учительский уикенд» — модульная программа ежемесячных мероприятий, которые в гибридном формате проходят в разных регионах РФ. Это может быть событийный туризм, встреча с лидерами мнений, коллаборации со школьниками и многое другое. Цель проекта — содействие социально-эмоциональной стабильности учителей и их профессиональному развитию. Проект реализует команда учителей из Иваново, Кемерово, Санкт-Петербурга, Белгородской, Саратовской и Волгоградской областей.

Авторы проекта «Научи б@бушку» из Иваново предложили нестандартное решение задачи информирования старшего поколения о том, как противостоять мошенникам. Опытные журналисты — кураторы проекта помогают школьникам создавать просветительские видеоролики для своих бабушек и дедушек и затем распространять их, в том числе и методом сарафанного радио. Гипотеза, которую сейчас тестирует проект, в том, что у таких роликов есть преимущества перед предостерегающим контентом от органов правопорядка: снятое ими самими видео дети с охотой будут показывать, а пожилые родственники отнесутся к нему с бо́льшим доверием.

Ольга Князева, проект «Почувствуй себя учителем», Санкт-Петербург

Летняя школа — это действительно школа. Я пришла в нее просто с идеей, а закончила с пониманием того, что делать дальше, нашла партнеров среди участников и экспертов конкурса, изучила много полезных лекций, сделала лендинг проекта, получила поддержку и помощь от коллег и трекеров, познакомилась с классными людьми, не равнодушными к образовательным проектам.

Расписание школы было насыщено мероприятиями различных форматов. Об актуальных трендах в образовании рассказал Кирилл Баранников из МГПУ, методическую платформу для инноваций представил координатор по развитию образовательных методик ОАНО «Школа «ЛЕТОВО» Петр Сафронов. Мастер-классы провели:  Наталья Киселева, заместитель руководителя  департамента образования Москвы;  Артем Степанов, совладелец издательства «МИФ»; Михаил Воронин, инвестиционный аналитик центра «СОЛь»; Алиса Соколова, комьюнити-менеджер, и Глеб Лихобабин, заместитель программного директора Рыбаков Фонда; Денис Кравченко, редактор EdExpert; Майя Соерова, руководитель направления фандрайзинга благотворительного фонда «Нужна помощь»; Александр Хвостов, директор по связям с сообществом Maximum Education; Екатерина Морозова,  директор Открытого Университета Сколково.

Маргарита Афанасьева, Образовательный флешмоб «Химичим дома вместе», Курск

Однажды известная актриса Наталья Гундарева сказала: «Мне невозможно помешать, мне можно только не помочь». Мне кажется, что Летняя школа собрала в этом году именно таких, идущих вперед, реализующих свои идеи людей. И суперклассно, когда команда знающих, чем и как помочь, была всегда рядом. Вы — большие профессионалы и это круто, что есть конкурс со школой, где можно научиться очень многому. Спасибо!

Трекерами летней школы, которые еженедельно созванивались с авторами проектов и предоставляли им обратную связь, в этом году были: Михаил Воронин (центр «СОЛь»); Валерия Завгородняя (Impact Hub Moscow), Максим Бернадинер (МГПУ), Владимир Круглов (Skillbox), Надежда Аверина (Региональное агентство развития и оценки качества образования), Наталия Григорьева (Ассоциация предприятий индустрии детских товаров), Кирилл Савицкий (Лига образования), Екатерина Лопаткина (Школа юных ученых), Валерий Кошелев (бизнес-консультант и коуч).

«В этом году мы старались не злоупотреблять лекционным форматом, часть материала использовали по методике "перевернутого класса", а также традиционно опирались на материалы курса бизнес-инкубатора Вышки для стартапов. В целом у школы сложилась библиотека материалов, и мы думаем над тем, чтобы оформить ее в стационарный курс», — отмечает продюсер конкурса Александра Семенова.

За время проведения Конкурса инноваций в образовании (20142020 годы) было рассмотрено более 4 тысяч проектов из всех регионов России и 20 зарубежных стран. Всего охвачено сообщество из более чем 12 тысяч инноваторов и предпринимателей в области образования по всей стране.

Проекты-финалисты получили возможность дальнейшего развития на площадках партнеров, это АСИ, РВК, Microsoft, Сбербанк, Институт образования ВШЭ, Ассоциация детских товаров, ГК «Просвещение», Рыбаков Фонд, Агентство инноваций Москвы. Сегодня успешно реализуются более 150 проектов выпускников конкурса, в их числе такие известные проекты как «Учитель для России», «Кодабра», «Москва глазами инженера», клуб «Билим».

В 2018 году в состав жюри КИвО вошли иностранные эксперты — основатель и генеральный директор Всемирной организации образования Маркес Андерсон, директор Evidence Institute Мацей Якубовски, профессор Будапештского университета ELTE Габор Халасз и директор по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер. В 2019 году к жюри присоединился управляющий директор EDvisor Finland Нил О’Тул, в 2020  Ульрих Бозер (The Learning Agency) и Анна Дементьева (xEdu).

Победителем КИвО-2020 стал проект Tensy — онлайн-платформа взаимного обучения школьников.

Официальный сайт конкурса: kivo.hse.ru