Про инновации, которые сохраняют традиции: презентация результатов исследования образовательных проектов в Дагестане
В основу доклада были положены результаты полевых наблюдений и интервью с инноваторами в образовании в рамках экспедиции в республику Дагестан. Лаборатория инноваций в образовании уже несколько лет занимается изучением социокультурными факторами процессов возникновения и принятия инноваций в образовании (грантовое исследование РФФИ № 20-513-23002). Посещение инновационных школ и центров просвещения в горных селениях, образовательных площадок на базе музеев и книжных магазинов в Махачкале, Дербенте, Каспийске позволило выявить интересные закономерности инициации образовательных проектов и очертить социокультурную специфику рождения и распространения низовых инноваций в регионе.
Практически все проекты, которые вошли в программу экспедиции, так или иначе опираются на традиционные социо-культурные ценности региона, в том числе сохранение традиционных ремесел и искусств, поддержание языковых и литературных традиций. Транслирование традиционных ценностей становится основой как частных образовательных проектов, так и дополнительных инициатив системных акторов. При этом интересной особенностью становится активное вовлечение новых образовательных форматов для передачи культурных традиций: комбинирование национального колорита и IT-решений, смещение акцентов на игровой формат и творческое неформальное общение. Также интересным представляется возникновение новых акторов вокруг новых образовательных задач и расширения перечня развиваемых компетенций актуальных для комплексной адаптации молодого поколения к глобальному VUCA-миру: мягких навыков, профессиональной гибкости, проактивной позиции.
Доклад затрагивает актуальную дискуссию о роли этнокультурных процессов в трансформации традиционных общественных институтов и о значении этнического самосознания и исторической памяти для социального-экономического развития Северного Кавказа.
Обсуждение тезисов доклада с коллегами позволило наметить направления дальнейшего развития исследования, в том числе в контексте сопоставления инновационных культурно-образовательных практик в поли- и моно-культурных регионах, а также выявления институционализированных и неформальных каналов взаимодействия инноваторов, характерных для различных регионов.
Чабиева Танзила Саварбековна
Организатор Сессии