Совместное выступление российских и венгерских коллег на европейской конференции: как работают экосистемы образовательных инноваций?

Заведующая Лабораторией инноваций в образовании Диана Королева и Доцент исследовательской группы по Высшему образованию и инновациям Лаццо Хорват представили результаты исследования о мотивациях и ценностях акторов экосистем образовательных инноваций на примерах Венгрии и России. Сравнительная перспектива позволяет глубже понять инновационные процессы и на основе этой информации в дальнейшем принимать управленческие решения в контексте создания и развития инновационных образовательных экосистем (грант РФФИ № 20-513-23002).

Совместное выступление российских и венгерских коллег на европейской конференции: как работают экосистемы образовательных инноваций?

Делимся с вами сами интересными результатами исследования, которые были озвучены на конференции: 
  • Сравнение показало, что в Венгрии инновационная система образования достаточно гибкая, чтобы допускать инновации на местном уровне. Школьные учителя становятся ключевой движущей силой внедрения новых решений, и делают они это в рамках своих рабочих обязанностей (внутри системы). Российская образовательная экосистема более структурирована. Инновации на местном уровне не имеют организованных путей наверх. Поэтому движущими силами инноваций являются субъекты, внешние по отношению к формальной системе, – предприниматели и стартаперы.

  • Сравнивая ценности образовательных инноваторов двух стран с ценностями общества и изучая их мотивы, были обнаружены  сходства и различия, которые подчеркивают сложное взаимодействие между экосистемами на уровне общества и образовательного предпринимателя. Для инноваторов обеих стран ценности самостоятельности, доброжелательности и универсализма были самыми высокими. Стремление к самостоятельному руководству неудивительно для инноваторов - людей, которые создают новые вещи, действуют независимо. В то же время наблюдалась небольшая разница в средних значениях стимула и достижения, которые были более выражены у российских инноваторов, в сравнении с венгерскими. Значение инновационного мотива в обоих случаях было достаточно велико, а значение мотивации к самореализации было ниже. Для обеих групп инноваторов желание быть на острие технологичности, внедрять новые идеи значительно важнее, чем повышение собственного социального статуса и получение одобрения окружающих.

  • Несмотря на то, что образовательные экосистемы в обеих странах включают все типы основных элементов: участников, виды деятельности и артефакты, интенсивность связей между ними различна. Объединив перспективы ECOEIS (экосистемы образовательных инноваций на уровне предпринимателей)  и SOECOEIs, (модели экосистемы образовательных инноваций на уровне общества) мы смогли лучше понять совместно развивающийся характер процессов "снизу вверх" и "сверху вниз", интеграцию факторов индивидуального уровня в более широкий социально-экономический контекст и роль, которую каждая заинтересованная сторона может сыграть в содействии преобразованию образования.