Совместный проект НИУ ВШЭ и ТГПУ по исследованию инновационного образовательного ландшафта России получил поддержку российского научного фонда

Совместный исследовательский проект «Исследование трансформации институционального дизайна российской образовательно-инновационной системы в условиях постпандемической реальности: экосистемный анализ и картографирование ландшафта» Высшей школы экономики и Томского государственного педагогического университета поддержан Российским научным фондом. Программа реализуется Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ в коллаборации с Лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды, входящей в Парк инновационных образовательных практик ТГПУ.

Совместный проект НИУ ВШЭ и ТГПУ по исследованию инновационного образовательного ландшафта России получил поддержку российского научного фонда

В рамках конкурса 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» вузы представили заявку на проект, направленный на исследование нового институционального дизайна российской образовательно-инновационной системы, и получили финансовую поддержку РНФ в размере более 4 млн. рублей на первый год исследования.

В реализацию исследования в качестве участников грантового проекта будут вовлечены две компетентные команды опытных и молодых ученых, которые уже показали умение слаженно работать на стадии разработки заявки на грант. Исследовательская команда НИУ ВШЭ представлена именами следующих ученых:

  • руководитель проекта Татьяна Евгеньевна Хавенсон, кандидат наук об образовании, PhD, зав. Международной лабораторией оценки практик и инноваций в образовании, директор Департамента образовательных программ;
  • Диана Олеговна Королева, зав. Лабораторией инноваций в образовании, Институт образования;
  • Дарья Александровна Томасова, кандидат технических наук, научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании, Институт образования;
  • Анастасия Александровна Андреева, аспирант Института образования;
  • Михаил Николаевич Щевлягин, аспирант Института образования;
  • Никита Владимирович Котик, магистрант Института образования.

От ТГПУ исследовательскую команду будут представлять сотрудники Лаборатории КФЦОС:

  • Андрей Петрович Глухов, кандидат философских наук, зав. Лабораторией;
  • Ольга Сергеевна Камнева, мл. научный сотрудник Лаборатории;
  • магистранты ТГПУ Александра Витальевна Филькина, кандидат социологических наук, и Ирина Геннадьевна Соломина.

Административно-управленческую поддержку и сопровождение томской команде будет оказывать Парк инновационных образовательных практик и Институт развития педагогического образования ТГПУ.

На вопросы о проекте «Исследование трансформации институционального дизайна российской образовательно-инновационной системы в условиях постпандемической реальности: экосистемный анализ и картографирование ландшафта» ответили совместно Диана Олеговна Королева, зав. Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ, и руководитель Лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды ТГПУ Андрей Петрович Глухов.

В чем состоит актуальность проекта для системы российского образования?

Мы сегодня являемся свидетелями уникального феномена, который можно назвать эксплозией, то есть взрывным расширением и развитием изначально нетрадиционных, неинституциализированных образовательных форматов. Это EdTech компании, коворкинговые зоны и кванториумы, образовательные лекториумы и др. Таким образом, изначально нетрадиционный рынок образования занимает все больше и больше «пространства», его нельзя больше не замечать, считать неким аппендиксом внутри традиционной формальной образовательной системы. Наш исследовательский проект приобретает особую актуальность, поскольку в период пандемии особо активно развивались инновационные образовательные стартапы, которые во многом решили для субъектов образования (родителей, детей, учителей) множество актуальных проблем.

Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией

Сегодня в педагогике не хватает адекватных структурно-функциональных моделей, методологической рамки и языка описания нового ландшафта, институционального дизайна российской системы образования и инновационной образовательной сферы, появившихся в результате диффузии системы под воздействием общей платформенной и цифровой трансформации. Наш проект должен восполнить серьезный исследовательский дефицит, состоящий в отсутствии работающей национальной модели инновационной образовательной среды, описания ее институционального ландшафта.

Андрей Петрович Глухов
руководитель Лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды ТГПУ

Каков главный вопрос исследования? В чем вы видите перспективы образовательных траекторий российской системы образования в целом?

Инновационные изменения в системе образования очень слабо исследовательски описаны и прогнозируемы. Мы можем только предполагать, какие могут быть сценарии развития: традиционная образовательная система может поглотить этих новых агентов экосистемы, они сами могут в какой-то степени заменить ее или занять ниши, не занятые традиционной образовательной системой, могут сформироваться два независимых лагеря, решающих каждый свои задачи. Однако, что будет со всем этим инновационным разнообразием, когда ситуация с пандемией, спровоцировавшая во многом бурный рост несистемных акторов, немного успокоится? Какими останутся приоритеты пользователей? Описание, картографирование данных факторов может дать понимание того, как инновационно-образовательный рынок будет меняться, как он будет развиваться. Кроме того, конечно, очень важно посмотреть на то, как формальная и неформальная системы взаимодействуют между собой, есть ли вообще сущностное взаимодействие или они функционируют параллельно друг другу, а если оно все-таки есть, то в каких направлениях?

Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией

Главная задача – понять, в каком направлении будет неизбежно трансформироваться традиционная образовательная система. Прогностический потенциал проекта состоит в разработке кратко- и долгосрочных сценариев развития российской образовательно-инновационной среды на ближайшие годы и формировании пакета практических рекомендаций по акселерации трансформационного процесса на всех ступенях системы общего и среднего и высшего профессионального образования с их возможным использованием в рамках образовательной политики.

Андрей Петрович Глухов
руководитель Лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды ТГПУ

 

В чем вы видите пользу реализации данного проекта для системы образования регионов России?

В целом, мы планируем разработать общую модель институционального дизайна и структуры ландшафта образовательно-инновационной системы и примерить эту ментальную карту на региональные системы образования. В данном плане уникальным является состав команды проекта: это сознательная коллаборация двух исследовательских команд – Лаборатории инноваций в образовании НИУ «Высшая школа экономики» и НИ Лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Томского государственного педагогического университета. Мы пытаемся объединить разработку теоретической модели верхнего уровня и, безусловно, нам очень важен выход в регионы и возможность пилотировать эту модель, примерить ее, скажем так, в различных регионах России. Мы попробуем сделать это не только в Томске, который считается традиционно известным инновационным регионом, но и в других регионах разной степени удаленности от центра и разной степени инновационности.

Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией

В проекте мы надеемся апробировать инструменты и индикаторы мониторинга состояния инновационной образовательной среды на образовательных экспериментальных площадках в регионах с маркированием региональной специфики в отношении образовательных институций, акторов и практик. В том числе обязательно используем в качестве оператора-партнера Институт развития педагогического образования ТГПУ и как экспериментальные площадки – различные томские образовательные институции. Было бы также интересно выявить сравнительную картину и конфигурации характера инновационных дефицитов и разрывов на уровне регионов и различных уровней образования.

Андрей Петрович Глухов
руководитель Лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды ТГПУ

На данный момент проект получил финансовую поддержку РНФ на первый год исследования, однако в планах – дополнительное пролонгирование на 2023-2024 годы.