Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина

Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.

Новые курсы в рамках магистратуры помогут учителям стать педагогическими дизайнерами, управленцам — правильно опереться на исследования и всем вместе — научиться внедрять инновации в школе (и за ее пределами). Эти курсы будут доступны не только студентам «своей» магистерской программы, но и тем, кто учится на других направлениях в Инобре и в Вышке.

Конкурс для преподавателей магистратуры проводится Благотворительным фондом Владимира Потанина каждый год. В этом году на него поступили 582 заявки. 150 из них оказались в числе победителей — эти проекты получат по 500 тысяч рублей. Еще пять заявок — в резервном списке, они получат поддержку, если кто-то из победителей по каким-то причинам не реализует свой проект.

«Интересно, что мы участвовали в этом конкурсе впервые, и сразу такой результат, — рассказала директор департамента образовательных программ Инобра, соавтор курса «Доказательный подход для управленцев и исследователей в образовании» Татьяна Хавенсон. — Победа в конкурсе обеспечит поддержку при создании новых курсов магистратуры. Это очень важно, особенно когда создается открытый курс: студент видит верхушку айсберга, а огромная работа по разработке курса, методических материалов, технической стороны остается за кадром. Именно эту сложную, рутинную сторону поддерживает конкурс Фонда Потанина».

Татьяна Хавенсон и авторы других курсов рассказали, каких студентов они ждут и чему планируют их научить.

Татьяна Хавенсон

«Мы разработали курс по методологии доказательного подхода для управленцев и для исследователей, потому что столкнулись с такой проблемой: сейчас в тренде управление с опорой на данные, но при этом традиционно методологические курсы преподаются примерно всем одинаково — обычно социологами, — говорит Татьяна Хавенсон. — Мы по своим магистратурам видим, что такой подход не работает. Управленцев (в той же сфере образования) не нужно учить техническим деталям — как проводить доказательное исследование. Я бы даже сказала, их надо, наоборот, отучить делать исследования, потому что это получается плохо, им другой фокус нужен в подходе к работе с данными. Нужны насмотренность и кругозор, надо готовить квалифицированного заказчика, потребителя: как грамотно пользоваться исследованиями, кому и что заказать, какие методы исследований нужны в разных ситуациях, какие выводы можно сделать из того, что собрали исследователи. Это что касается программы “Управление образованием”. А на программе “Доказательное развитие образования” мы готовим как раз исследователей, они должны уметь работать с данными, сами создавать инструменты и т.д., здесь упор на методологию и на взаимодействие с заказчиком. Задача задуманного нами курса — одни и те же исследовательские шаги раскрыть в двух плоскостях — для практиков (управленцев) и для исследователей. Обеспечить их взаимодействие примерно по модели “заказчик исследования и тот, кто его выполняет”. Мы подавали заявку на грант на методическое оснащение курса и разработку заданий. Пока остаемся в листе ожидания, но, думаю, в любом случае элементы курса в том или ином виде начнут воплощаться в наших магистерских программах в новом учебном году».

Елена Чернобай

«Идея нового курса привязана к появлению нового трека в рамках нашей магистратуры “Педагогическое образование” — “Дизайн образовательных продуктов”, — рассказывает Елена Чернобай, профессор департамента образовательных программ Инобра, соавтор курса “Образовательный продукт: от идеи до реализации”. — Трек открывается с 1 сентября этого года. По сути, это самостоятельная программа для тех, кто хочет получить квалификацию не просто педагога, а педагогического дизайнера. Новый курс ляжет в его основу, он будет доступен и тем, кто учится за пределами Инобра и даже Вышки. Логика курса выстроена в соответствии с последовательностью этапов проектирования образовательного продукта с нуля. Включает в себя знакомство с теориями обучения, анализ предложений на рынке и потребностей целевой аудитории, изучение моделей педагогического дизайна, знакомство с эффективными стратегиями продвижения продукта и т.д. Наш курс отличается от аналогичных предложений на образовательном рынке доказательным подходом к образованию и опорой на научные исследования в области педагогического дизайна, включением в учебный курс таких инновационных элементов образовательного дизайна, как учебная аналитика и ее визуализация для оценки индивидуальных образовательных результатов и оптимизации структуры и содержания своего образовательного продукта, а также инструментов получения обратной связи.

Надеемся, что трек откроет новые возможности для тех, кто не имеет педагогического образования или хочет выйти за границы школы и пойти работать, например, в онлайн-школы, в компании, которые создают крупные образовательные продукты (такие, например, как партнер нашей магистерской программы “Учи.ру”). Как член комиссии по приему на программу, я вижу, что интерес к новому треку уже очень большой, мы уже сейчас (до 30 апреля) принимаем документы в рамках раннего приглашения — на все программы, кроме “Управления в высшем образовании”.

Курс мы разрабатывали целой командой — с Марией Лытаевой, Юлией Корешниковой, Евгенией Ефимовой, Мадиной Давлетовой, Александрой Ченцовой. Грант мы планируем использовать для создания библиотечного фонда магистерской программы “Педагогическое образование”, онлайн-продвижения курса и приобретения программного обеспечения для использования в учебном процессе».

Диана Королева

«Наш курс собран из тех наработок, которые созданы лабораторией за эти годы. По сути, это квинтэссенция того, чем мы занимаемся как исследователи, — объясняет Диана Королева, заведующая Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ, соавтор курса “Конструирование образования для будущего: инновации, цифровизация, потенциал личности в меняющемся мире”. — Мы отталкивались от вопросов, что такое инновации, как оценивать их эффекты, как создавать, что такое цифровизация, какие компетенции создают инновационный потенциал личности, что позволяет быстро адаптироваться к быстро меняющемуся миру, из чего собираются soft skills, как этому учить. Этот курс создается в рамках программы “Доказательное развитие образования”, но будет межкампусным, для всех студентов Вышки. Хотим его сделать открытым и для людей извне, чтобы его смогли проходить инноваторы образования — те, кто участвовал в нашем конкурсе. Им будет полезно и погрузиться в исследовательскую часть, и в прикладном треке создавать коллаборации. Хотим, чтобы курс стал площадкой, где инноваторы и студенты смогут создавать что-то совместное, оценивать реальные проекты, на практике развивать оценку инновационного потенциала личности, находить себе единомышленников, партнеров, а может, и работодателей.

Грант даст возможность собрать команду и проработать курс. У нас много наработок, но они исследовательские. Их надо переложить в учебно-методические материалы.

Мы работали над курсом всей командой лаборатории, спасибо Анастасии Андреевой, Никите Котику, Елизавете Коротких. Особенно порадовало, как включились наши аспиранты и студенты. Тем курс и ценен: молодые исследователи будут учить студентов».

Подробнее о магистратурах Инобра можно узнать здесь.