Сотрудники ЛИвО совместно с управленцами отрефлексировали последствия действий школ в пандемию

8 июля исследователи Лаборатории инноваций в образовании (ЛИвО) провели мастер-класс в рамках летней школы “Качество школьного образования: измерение, анализ, управление”, участниками которой стали более 35 управленцев в сфере образования. Участники познакомились с результатами исследования стратегий школ в контексте перехода на дистанционное обучение и вместе с сотрудниками лаборатории обсудили возможные эффекты этих стратегий. В этом материале мы кратко представим “дилеммы” пандемии, которые вызвали наиболее интересное обсуждение у участников.

Сотрудники ЛИвО совместно с управленцами отрефлексировали последствия действий школ в пандемию

Сотрудники ЛИвО совместно с управленцами отрефлексировали последствия действий школ в пандемию
© Андреева Анастасия Александровна

Что такое копинговые стратегии и зачем они нужны?

Пандемия COVID-19 разрушила привычное функционирование образовательной системы, что позволило рассмотреть, как школьные коллективы справляются с внешними вызовами - их копинговые стратегии.

Анализ интервью с директорами и учителями показал, копинговые стратегии российских школ были разнополярными по нескольким аспектам:  (1) выбор в пользу высокого контроля за качеством образовательного процесса или «возможность снизить планку», (2) ориентация на заботу о благополучии коллектива или мобилизация человеческих ресурсов, (3) открытость к новым инструментам или ориентация на использование знакомых, (4) директивное или многоголосное принятие решений, (5) методическая поддержка, ориентированная на помощь в технических вопросах или на развитие цифровой культуры, (6) замена “отстающих” членов коллектива или их поддержка для встраивания в новый формат работы, (7) оптимизация нагрузки или бездействие.

Чем знание эффектов полезно сейчас?

Пандемия COVID-19 стала серьезной встряской для образовательных организаций. То как каждая школа справлялась с этой ситуацией, ее копинговая стратегия, связана с определенными позитивными и негативными последствиями, причем эти эффекты могут быть разнонаправленными для разных групп (например, возможность постоянного контакта с учителем снижала тревожность семей, но создавало высокую нагрузку на коллектив). Неоднозначность и разнонаправленность эффектов каждого из выделенных полюсов стратегий позволяет рассматривать адаптацию школы к ситуации пандемии как систему дилемм: выбирая ту или иную стратегию, участники образовательного процесса что-то приобретают и что-то теряют.

Рефлексия этих эффектов позволит управленцам принять меры по усилению и конвертации позитивных эффектов в развитие школы, а также компенсированию негативных последствий. Кроме того, участники воркшопа пришли к выводу, что в краткосрочном и долгосрочном периоде оптимальными являются разные стратегии. Это показало важность стратегий не только на моменте “входа” в пандемию, но и “выхода” из нее - то есть при формировании дальнейшего пути развития школы.

Результаты дискуссии: какие потенциальные эффекты мы можем ожидать?

Контроль качества образовательного процесса

В ходе мастер-класса участники выделили следующие эффекты, потенциально связанные с выбором стратегии “снижения планки” - то есть восприятия экстраординарности ситуации как необходимости «относиться к действиям учителей толерантно», чтобы не увеличивать нагрузку на сотрудников организации:

  1. уменьшение нагрузки на администрацию школы в результате переноса части функций на семью и выстраивании работы в коллективе на доверии;
  2. фокусирование обучающихся на наиболее приоритетных предметах одновременно с возможным снижением образовательных результатов или изменением подхода к их определению по дисциплинам;
  3. снижение мотивации к профессиональному росту у одних педагогов и возможность активно развиваться за счет предоставления свободы действий у других учителей.

Последствия другого полюса - высокого контроля за коллективом (“держать руку на пульсе”), зеркальны и включают в себя как возможность снизить влияние человеческого фактора, так и отсутствие необходимой зоны для адаптационных действий.
Контроль качества образовательного процесса

Стресс и снижение психологического благополучия

Незапланированный резкий переход на дистанционное обучение и в целом ситуация пандемии COVID-19 связана с возрастанием уровня стресса и снижением психологического благополучия коллектива. По мнению участников мастер-класса стратегии школы в отношении этой проблемы могли привести к разным последствиям:

  1. при  стратегии “мобилизации ресурсов”, которому соответствовало убеждение, что снижение психологического состояния является закономерным в контексте пандемии можно ожидать износ коллектива вплоть до профессионального выгорания, однако педагоги быстрее овладевают новыми инструментами в условиях стресса, возрастает сплоченность коллектива;
  2. упор на заботу о коллективе может занимать много ресурсов и привести к “расхолаживанию” коллектива, однако благодаря “понимающему” отношению к действиям учителей происходит профилактика выгорания и создаются необходимые условия для профессионального роста.
Стресс и снижение психологического благополучия

Методическая поддержка освоения новых цифровых инструментов учителями

В ходе мастер-класса участники выделили разнообразные эффекты, которые могут возникнуть в зависимости от того, каким образом осуществлялась методическая поддержка учителей:

  1. стратегия оказывать помощь только в решении технических вопросов перехода на дистанционное обучение предполагает подготовку инструкций по использованию новых инструментов (“на какие кнопки нажимать”). Такую поддержку можно осуществить оперативно, она позволяет обеспечить базовое понимание новых инструментов и запустить образовательный процесс в дистанционном формате. Еще одно преимущество стратегии: найти человека, который справится с задачей подготовки инструкций намного проще, чем задействовать человека, который будет способен осуществить глубокую содержательную поддержку и прокачать цифровую культуру.
  2. упор как технические, так и содержательные вопросы перехода на дистанционное обучение, а также проработка принятия новых практик отдельными учителями и сопротивления цифровой трансформации. Такой широкий (и глубокий) подход к методической поддержке позволяет повысить результативность использования цифровых технологий (например, расширяет долю учителей, которые переходят от асинхронных к синхронным форматам работы). Вместе с тем такая поддержка ресурснозатратна и для управленцев (см. прошлый пункт), и для коллектива. Более глубокое освоение цифровых технологий может быть связано со слишком высокой нагрузкой для некоторых учителей (например, старшего возраста).

Методическая поддержка освоения новых цифровых инструментов учителями
На основе результатов грантового проекта РФФИ № 20-311-90082.