Сотрудники ЛИвО совместно с управленцами отрефлексировали последствия действий школ в пандемию
Что такое копинговые стратегии и зачем они нужны?
Пандемия COVID-19 разрушила привычное функционирование образовательной системы, что позволило рассмотреть, как школьные коллективы справляются с внешними вызовами - их копинговые стратегии.
Анализ интервью с директорами и учителями показал, копинговые стратегии российских школ были разнополярными по нескольким аспектам: (1) выбор в пользу высокого контроля за качеством образовательного процесса или «возможность снизить планку», (2) ориентация на заботу о благополучии коллектива или мобилизация человеческих ресурсов, (3) открытость к новым инструментам или ориентация на использование знакомых, (4) директивное или многоголосное принятие решений, (5) методическая поддержка, ориентированная на помощь в технических вопросах или на развитие цифровой культуры, (6) замена “отстающих” членов коллектива или их поддержка для встраивания в новый формат работы, (7) оптимизация нагрузки или бездействие.
Чем знание эффектов полезно сейчас?
Пандемия COVID-19 стала серьезной встряской для образовательных организаций. То как каждая школа справлялась с этой ситуацией, ее копинговая стратегия, связана с определенными позитивными и негативными последствиями, причем эти эффекты могут быть разнонаправленными для разных групп (например, возможность постоянного контакта с учителем снижала тревожность семей, но создавало высокую нагрузку на коллектив). Неоднозначность и разнонаправленность эффектов каждого из выделенных полюсов стратегий позволяет рассматривать адаптацию школы к ситуации пандемии как систему дилемм: выбирая ту или иную стратегию, участники образовательного процесса что-то приобретают и что-то теряют.
Рефлексия этих эффектов позволит управленцам принять меры по усилению и конвертации позитивных эффектов в развитие школы, а также компенсированию негативных последствий. Кроме того, участники воркшопа пришли к выводу, что в краткосрочном и долгосрочном периоде оптимальными являются разные стратегии. Это показало важность стратегий не только на моменте “входа” в пандемию, но и “выхода” из нее - то есть при формировании дальнейшего пути развития школы.
Результаты дискуссии: какие потенциальные эффекты мы можем ожидать?
Контроль качества образовательного процесса
В ходе мастер-класса участники выделили следующие эффекты, потенциально связанные с выбором стратегии “снижения планки” - то есть восприятия экстраординарности ситуации как необходимости «относиться к действиям учителей толерантно», чтобы не увеличивать нагрузку на сотрудников организации:
- уменьшение нагрузки на администрацию школы в результате переноса части функций на семью и выстраивании работы в коллективе на доверии;
- фокусирование обучающихся на наиболее приоритетных предметах одновременно с возможным снижением образовательных результатов или изменением подхода к их определению по дисциплинам;
- снижение мотивации к профессиональному росту у одних педагогов и возможность активно развиваться за счет предоставления свободы действий у других учителей.
Последствия другого полюса - высокого контроля за коллективом (“держать руку на пульсе”), зеркальны и включают в себя как возможность снизить влияние человеческого фактора, так и отсутствие необходимой зоны для адаптационных действий.
Стресс и снижение психологического благополучия
Незапланированный резкий переход на дистанционное обучение и в целом ситуация пандемии COVID-19 связана с возрастанием уровня стресса и снижением психологического благополучия коллектива. По мнению участников мастер-класса стратегии школы в отношении этой проблемы могли привести к разным последствиям:
- при стратегии “мобилизации ресурсов”, которому соответствовало убеждение, что снижение психологического состояния является закономерным в контексте пандемии можно ожидать износ коллектива вплоть до профессионального выгорания, однако педагоги быстрее овладевают новыми инструментами в условиях стресса, возрастает сплоченность коллектива;
- упор на заботу о коллективе может занимать много ресурсов и привести к “расхолаживанию” коллектива, однако благодаря “понимающему” отношению к действиям учителей происходит профилактика выгорания и создаются необходимые условия для профессионального роста.
.jpg)
Методическая поддержка освоения новых цифровых инструментов учителями
В ходе мастер-класса участники выделили разнообразные эффекты, которые могут возникнуть в зависимости от того, каким образом осуществлялась методическая поддержка учителей:
- стратегия оказывать помощь только в решении технических вопросов перехода на дистанционное обучение предполагает подготовку инструкций по использованию новых инструментов (“на какие кнопки нажимать”). Такую поддержку можно осуществить оперативно, она позволяет обеспечить базовое понимание новых инструментов и запустить образовательный процесс в дистанционном формате. Еще одно преимущество стратегии: найти человека, который справится с задачей подготовки инструкций намного проще, чем задействовать человека, который будет способен осуществить глубокую содержательную поддержку и прокачать цифровую культуру.
- упор как технические, так и содержательные вопросы перехода на дистанционное обучение, а также проработка принятия новых практик отдельными учителями и сопротивления цифровой трансформации. Такой широкий (и глубокий) подход к методической поддержке позволяет повысить результативность использования цифровых технологий (например, расширяет долю учителей, которые переходят от асинхронных к синхронным форматам работы). Вместе с тем такая поддержка ресурснозатратна и для управленцев (см. прошлый пункт), и для коллектива. Более глубокое освоение цифровых технологий может быть связано со слишком высокой нагрузкой для некоторых учителей (например, старшего возраста).
.jpg)