Полезнее сравнивать достижения школьников из разных регионов одной страны, чем из разных стран
Профессор Стенфордского университета, приглашенный профессор ВШЭ Мартин Карной и научный сотрудник Института образования ВШЭ Татьяна Хавенсон вошли в число авторов доклада «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США», который на днях был представлен в Вашингтоне. Ключевые положения этого доклада целесообразно использовать и при анализе ситуации в российском образовании.
Мартин Карной, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ, сотрудничает с Высшей школой экономики с 2011 года. Он руководит аспирантами, принимает участие в различных сравнительных исследованиях образования, где анализируется, в том числе, ситуация в России, — например, об инженерном образовании, о качестве школьного образования.
Несмотря на то, что доклад «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США», как и следует из его названия, посвящен заокеанским практикам, некоторые его выводы интересны и для нашей страны, отмечает соавтор исследования Татьяна Хавенсон.
Одна из особенностей американского школьного образования — его значительная децентрализация и дифференциация. Есть штаты с очень высокими результатами, а есть, напротив, с очень низкими. Несмотря на то, что США в целом получает невысокие оценки в международных сравнительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA), есть регионы — например, штат Массачусетс, чьи достижения сравнимы с результатами лидеров (Южная Корея, Финляндия). И для образовательной политики, и научных исследований гораздо интереснее анализировать практики внутри страны, выявлять причины неравенства, нежели беспокоиться об отставании США в мировых сравнительных исследованиях, утверждают авторы доклада.
В России ситуация во многом похожа, говорит Татьяна Хавенсон. В международных исследованиях качества образования Россию рассматривают в целом и сравнивают с маленькими странами, например, с Финляндией, но это зачастую бесполезно и не может быть основанием для далеко идущих выводов. Но выводы о достижениях российских школьников, как правило, рассматриваются в масштабе страны, данных регионального уровня практически нет, а те, что есть, — например, результаты ЕГЭ и ОГЭ — закрыты от широкой общественности.
Сбор региональных данных в сфере образования по примеру американских коллег и их анализ — новый вызов для российских исследователей на ближайшую перспективу.
Мартин Карной, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ, сотрудничает с Высшей школой экономики с 2011 года. Он руководит аспирантами, принимает участие в различных сравнительных исследованиях образования, где анализируется, в том числе, ситуация в России, — например, об инженерном образовании, о качестве школьного образования.
Несмотря на то, что доклад «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США», как и следует из его названия, посвящен заокеанским практикам, некоторые его выводы интересны и для нашей страны, отмечает соавтор исследования Татьяна Хавенсон.
Одна из особенностей американского школьного образования — его значительная децентрализация и дифференциация. Есть штаты с очень высокими результатами, а есть, напротив, с очень низкими. Несмотря на то, что США в целом получает невысокие оценки в международных сравнительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA), есть регионы — например, штат Массачусетс, чьи достижения сравнимы с результатами лидеров (Южная Корея, Финляндия). И для образовательной политики, и научных исследований гораздо интереснее анализировать практики внутри страны, выявлять причины неравенства, нежели беспокоиться об отставании США в мировых сравнительных исследованиях, утверждают авторы доклада.
В России ситуация во многом похожа, говорит Татьяна Хавенсон. В международных исследованиях качества образования Россию рассматривают в целом и сравнивают с маленькими странами, например, с Финляндией, но это зачастую бесполезно и не может быть основанием для далеко идущих выводов. Но выводы о достижениях российских школьников, как правило, рассматриваются в масштабе страны, данных регионального уровня практически нет, а те, что есть, — например, результаты ЕГЭ и ОГЭ — закрыты от широкой общественности.
Сбор региональных данных в сфере образования по примеру американских коллег и их анализ — новый вызов для российских исследователей на ближайшую перспективу.
Дата
9 ноября, 2015 г.
В статье упомянуты