Оцениваем
Эффективность образовательных инноваций и практик
Исследуем
Вовлеченность преподавателей и учащихся при работе с цифровыми ресурсами
Анализируем
Особенности использования EdTech по цифровым следам
Привлекаем
К оценке инноваций зарубежные научные центры и исследователей
Тематическая карта наших исследований
-
Эффективность EdTech
Насколько цифровые инструменты влияют на академические результаты, когнитивные и некогнитивные навыки учеников, эффективность и комфорт учителей
-
Использование EdTech в школе
Кто и как применяет цифровые инструменты в образовательном процессе
-
Механики вовлечения в онлайн-обучение
Какие особенности продукта помогают достигать лучших образовательных результатов, а какие мешают
Направления экспертизы и консалтинга
-
КОНСУЛЬТИРУЕМ
Органы управления, бизнес-компании, отдельные школы и организации по вопросам оценки влияния различных инноваций и практик в образовании
-
ОЦЕНИВАЕМ
Эффективность разных способов организации онлайн-курсов для повышения вовлеченности, мотивации и образовательных результатов
-
РАЗРАБАТЫВАЕМ
Исследования в сфере школьного и онлайн образования полного цикла: постановка цели, дизайн, разработка инструментов, сбор и обработка данных
Исследовательские проекты
Внедрение, использование и восприятие цифровых средств в школе
Анализ динамики цифрового неравенства в России в ходе проектов модернизации образования, и его влияния при переходе на дистанционное обучение. Систематизация практик использования цифровых инструментов, выявление взаимосвязи с характеристиками учителей и школ. Оценка уровня выгорания и технологического стресса учителей при работе в онлайн-форматах.
Кейс Новой Москвы: как изменились школы в результате присоединения муниципалитетов к столице
Оценка эффектов, как участие в программе «Столичное образование» повлияло на результаты и доступ к ресурсам учащихся школ Новой Москвы. Анализ иных факторов, которые влияют на академические результаты и ресурсную базу образовательных учреждений. Выработка рекомендаций, направленных на снижение образовательного неравенства в России.
Барьеры и факторы использования цифровых средств в школе
Изучение особенностей внедрения и использования учителями начальной школы электронных образовательных ресурсов. Выявление различных аспектов использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе с характеристиками учителей и школ. Определение механизмов и факторов такого выбора.
Прикладные проекты
Возможности измерения вовлеченности учащихся на цифровых платформах
Совместно с крупнейшей российской образовательной платформой Учи.ру исследовали подходы к оценке и измерению вовлеченности учащихся на цифровых образовательных платформах. Разработали концепцию и дизайн исследования по проверке эффективности различных способов вовлечения учащихся.
Образовательные программы с участием экспертов лаборатории
Здесь учат вырабатывать обоснованные решения на основании современных теорий социологии, психологии, философии и экономики
2 года, очная магистратура
Знакомство с практическими сторонами исследований EdTech и основами конструирования образовательного опыта в онлайне.
Майнор для студентов НИУ ВШЭ
Разработка инструментов оценивания, которые учитывают индивидуальные особенности человека.
2 года, очная магистратура
Практические и фундаментальные исследования в образовании, основанные на междисциплинарном подходе.
Команда
Руководитель лаборатории
Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании: Старший научный сотрудник
Ведущие эксперты лаборатории
Оценка эффектов, внедрение цифры в школе, исследования механик онлайн-курсов
Оценка эффектов реформ и политических мер в образовании, машинное обучение
Социально-эмоциональные навыки и EdTech, вовлеченность учащихся при работе с платформами
Оценка эффектов, технологический стресс, успеваемость учащихся
Новости
-
-
-
Коллеги из МЛОПИО провели серию мастер-классов для студентов ДВФУ
30 декабря, 2022 г.
-
Вакансии
Ближайшие мероприятия
26 июн 30 июн
Международная летняя школа "Исследования в онлайн-образовании"
Заявки – до 15 апреля 2023 г.
Публикации
-
Книга
Дизайн и преподавание дисциплины «Методы социальных исследований» в прикладной магистратуре: Учебно-методическое пособие
Третий выпуск серии учебно-методических пособий «Подготовка профессионалов для но-
вого образования» посвящен дизайну и подходам к преподаванию курса по методам исследо-
ваний в образовательной магистерской программе «Управление образованием» Института об-
разования НИУ ВШЭ. Пособие обобщает опыт авторов по преподаванию дисциплин, связанных
с проведением исследований, в магистратурах для управленцев и практиков в сфере образо-
вания. Необходимость пересмотра подходов к преподаванию «методных» дисциплин обуслов-
лена, с одной стороны, распространением доказательного подхода в образовании, усилением
роли навыков использования результатов исследований для решения профессиональных задач
руководителями школ и учителями, а с другой — тем, что студентам несоциологических специальностей
курсы часто преподаются без должной адаптации к запросам целевой аудитории и
к последующим задачам, с которыми выпускники столкнутся на рабочем месте.
Курс построен по модели «перевернутого класса» и предполагает большое количество
индивидуальных и групповых заданий, направленных на углубленное понимание и закрепле-
ние практических навыков работы с исследованиями в социальных науках. В пособии подробно
рассмотрены темы курса, практические задания и образовательные результаты, на достижение
которых нацелен курс. Отдельный раздел содержит описание вариантов реализации курса в он-
лайн-, офлайн- и смешанном форматах.
Пособие может быть использовано в системе профессионального образования педагогов
и руководителей образовательных организаций и в целом специалистов в области образования
и смежных наук.Вып. 3. М.: НИУ ВШЭ, 2022.
-
Статья
Региональные различия в образовательных результатах российских учащихся в PISA-2018: социопространственный подход
Результаты международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment) давно находятся в фокусе образовательной политики многих стран и становятся основой для рекомендаций образовательным организациям. Однако, зачастую эти рекомендации не учитывают внутристрановой контекст и региональные различия в ландшафтах образовательного неравенства.
Данная работа выполнена в рамках социопространственной концепции Пьера Бурдье. Цель статьи – выявить и описать масштаб региональных различий в образовательных результатах российских учащихся в PISA-2018 и их связи с культурным и социальным капиталами учащихся и с теми показателями социального пространства школы, которые находятся в фокусе рекомендаций PISA для образовательной политики. Анализ данных проводился с использованием серии линейных регрессий с кластерной коррекцией стандартных ошибок.
Результаты показывают, что ландшафты образовательного неравенства в российских регионах варьируются. Региональные различия в читательской грамотности учащихся оказались сопоставимы с 2,4 годами обучения, в математической грамотности – с 1,6 годами обучения. Для показателей культурного и социального капиталов учащихся наблюдаются наибольшие региональные различия как в распределении этих капиталов, так и в их связи с образовательными результатами учащихся. Показатели социального пространства варьируются между регионами в меньшей степени, однако, паттерны их связи с результатами также различны. Наконец, практики обучения чтению, с которыми сталкиваются учащиеся из разных субъектов РФ, практически идентичны. Но даже в этом случае схожее их использование может не показать ожидаемого прироста в баллах в случае конкретного региона.
Полученные результаты ставят под сомнение эффективность универсальных выводов и рекомендаций PISA, не учитывающих локальные контексты, особенно в случае России как страны с очень протяженной и разнообразной территорией. Это создает новые вызовы, связанные с переоценкой валидности общероссийских рекомендаций, сделанных по результатам анализа данных небольшого числа регионов.
Образовательная политика. 2022. Т. 3. № 91. С. 49-61.
-
Глава в книге
Образовательные экосистемы: традиционные и нетрадиционные акторы в развитии территорий
В кн.: Города будущего: пространственное развитие, соучаствующее управление и творческие индустрии. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. Гл. 3.6. С. 349-373.
-
Препринт
The Precision of Symbolic Numerical Representation in Verbal Format Has an Indirect Effect on Math Performance in First Grade
Numerical information can be represented in three formats: two symbolic (visual (digits) and verbal (number words)) and one nonsymbolic (analog) format. Studies have shown that the precision of symbolic numerical representation is associated with math performance. The precision of symbolic representation is mostly discussed as the precision of representation in a visual format, whereas the precision of representation in verbal format and its relation with math performance is less studied. The current study examines the precision of symbolic numerical representation in visual and verbal formats and the relationship between such precision and math performance when controlling for prior math performance, nonsymbolic numerical representation, phonological processing, reading skills and working memory. We used data from 367 Russian first graders (mean age, 7.6 years; 53% girls). To assess the precision of symbolic numerical representation, magnitude comparison tasks with digits and number words were used. It was found that the precision of symbolic representation in verbal format did not have a direct effect on math performance, but has an indirect effect via visual format of symbolic representation, even when controlling for prior math performance and other cognitive abilities.PSYCHOLOGY. WP BRP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. No. 120.