Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Открывая семинар, заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Андрей Захаров пояснил, что результаты сравнительных исследований качества образования вызывают большой интерес и у политиков, и у широкой общественности. Низкие результаты — повод для беспокойства. Например, в 1990-е годы Германия и Польша пережили так называемый PISA-шок — их результаты в сравнительном исследовании PISA (оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся) оказались ниже ожидаемых. Аналогичная ситуация была в Японии после публикации результатов другого исследования — TIMSS (оценка качества подготовки учеников 4 и 8 классов по математике и естественным наукам). Возникает вопрос, что изменить в системе образования для улучшения ситуации.

Этот вопрос, пусть с запозданием, стал актуальным и для России, которая в этих исследованиях участвует с 1990-х годов. Их результаты активно обсуждаются, и сейчас мы больше всего обеспокоены недостаточными достижениями в PISA. Однако не стоит утверждать, что влияние этих исследований на российскую образовательную политику было значительным, считает Андрей Захаров, — скорее можно отметить лишь некоторые точечные изменения.

Чтобы повысить качество математического образования, в российскую школьную программу добавили изучение статистики

Густаво Э.Фишман сравнил участие стран в международных исследованиях с лошадиными скачками, участники которых даже не знают, с кем соревнуются. Считается, что страна должна быть впереди, и на подготовку к тестированию тратится много времени и денег. При этом, подчеркивает исследователь, сравнительные исследования были придуманы в 1960-е годы не для соревнований, а для получения информации о качестве образования, и интерес к ним не был столь велик. Теперь же в них участвуют более 140 стран, исследований становится все больше, их проводят самые разные влиятельные организации (ЮНЕСКО, ОЭСР и другие), число научных публикаций об их результатах растет.

Густаво Э. Фишман

Профессор Университета штата Аризона

«Появилась новая индустрия — целый сектор экономики, профессионалы в области международных исследований качества образования. Даже если вы не заняты в их реализации и развитии, то читаете о них, публикуете статьи, участвуете в учебном процессе».

При этом, считает исследователь, вся эта индустрия существует сама по себе и на образовательную политику оказывает незначительное влияние. Инструменты для совершенствования качества образования сравнительные исследования не дают. Зато кое-кто использует недозволенные приемы, чтобы повысить результаты и выглядеть лучше на фоне конкурентов.

В некоторых странах для участия в международных тестированиях отбирают лучших учеников

И это не единственное нежелательное последствие.

Анализ образовательной политики нескольких стран, участвующих в международных исследованиях, показал, что после публикации их результатов они осуществляли диаметрально противоположные изменения. В одном случае централизовали принятие решений, в другом — решили приватизировать школы, в третьем — усилить государственную поддержку образования и добиться соответствия учителей высоким стандартам, в четвертом — наоборот, ослабить государственное участие в работе школы. «Исследования одни и те же, а политика разная», — констатирует исследователь.

Если страна демонстрирует недостаточно высокие результаты в международных исследованиях, в этом обвиняют преподавателей, и основной вывод — необходимость увольнения плохих учителей.

В СМИ учителей, как правило, критикуют, отмечает Густаво Э.Фишман. Это расходится с данными соцопросов о роли учителя в жизни конкретного человека. В таком случае лишь небольшая часть опрошенных отмечает, что с учителями им не повезло.

«Плохие» учителя в школах

25-40%

по данным СМИ

5%

по опросам респондентов

 

Основной вывод Фишмана: благодаря сравнительным исследованиям качества образования мы получаем огромное количество интересных и актуальных данных, вопрос применения которых остается открытым. Политики используют их для оправдания своих действий, но если в разных странах на основании похожих результатов принимаются противоположные решения, можно ли доверять таким оправданиям? Система тестирования с каждым годом становится все совершеннее, но решение проблем на ее основе не возникает. Даже выявлению проблем она не способствует, заключает исследователь.